Россериал

       #музеиfeo
      распечатать эту страницу
открыть эту страницу в отдельном окне

История музея

  Лариса Ковтун    «Музей А.С.Грина. История создания»  
  Фотоальбом « История музея»                        

Изменить размер букв текста    & & &
   Музей Александра Грина в Феодосии - одна из жемчужин Крыма. Музей был открыт 9 июля 1970 года в доме, где писатель Александр Степанович Грин жил в 1924-1929годах.
    В экспозиции музея воплощен дух его романтического творчества. Небольшой одноэтажный дом сохранил мемориальность своих стен, но получил необычное оформление. Лишь одна комната - кабинет А. Грина восстановлена в том виде, в каком была при жизни писателя, а дом волей и фантазией создателей превратился в символический парусный корабль.
   Комнаты этого необычного музея напоминают каюты, имеющие звучные названия: «Трюм фрегата», «Каюта странствий», «Клиперная», «Ростральная», «Каюта капитана». Белые стены обшиты темным деревом и сизальским канатом.
Кроме фотографий, гравюр, рукописей, здесь - ростра корабля, модели парусников, старинные корабельные приборы и карты, океанские раковины.
Строгость вкуса, безукоризненность пропорций, полное отсутствие примет житейского быта сохраняют в музее не тронутое годами состояние одухотворенности, и ощущаешь себя в нем счастливым, вернувшимся в детскую пору мечтаний.

   Идея создания музея принадлежит инспектору Крымского облисполкома Геннадию Ивановичу Золотухину. Этот человек стал душой и сердцем еще не рожденного музея и сделал максимум возможного, чтобы гриновский музей был. Еще задолго до принятия официального решения Золотухин стал собирать документы, книги, вещи, имеющие хоть какое-то отношение к Грину.
   Во время своих отпусков объездил множество городов, где бывал писатель с единственной целью: встретиться с гриноведами, и людьми знавшими его.
Когда 10 ноября 1966 года был издан приказ об организации музея А.С. Грина в Феодосии, именно Г. И. Золотухину была поручена эта работа, к которой он привлек опытного музейщика Нелли Федоровну Браницкую.
   В результате первых научных командировок были обнаружены интересные материалы: гриновские фотографии, рукописи, прижизненные издания произведений писателя.
Одно из самых счастливых приобретений—многотомный энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, принадлежавший Грину, его первая книжная покупка в Феодосии.
Впоследствии эти находки вместе с тем, что уже имелось в личной коллекции Золотухина, вошли в основу музейной экспозиции.
   Создание экспозиции — дело вообще чрезвычайно трудное, стоящее на грани науки и искусства, — в музее Грина приобретало трудность особую. Статичность классических музейных форм – стендов, витрин – никак не соответствовала волшебному миру гриновского творчества.
   Одно из самых счастливых приобретений—многотомный энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, принадлежавший Грину, его первая книжная покупка в Феодосии.
Впоследствии эти находки вместе с тем, что уже имелось в личной коллекции Золотухина, вошли в основу музейной экспозиции.    Одно из самых счастливых приобретений—многотомный энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, принадлежавший Грину, его первая книжная покупка в Феодосии.

   Впоследствии эти находки вместе с тем, что уже имелось в личной коллекции Золотухина, вошли в основу музейной экспозиции.    Создание экспозиции — дело вообще чрезвычайно трудное, стоящее на грани науки и искусства, — в музее Грина приобретало трудность особую. Статичность классических музейных форм – стендов, витрин – никак не соответствовала волшебному миру гриновского творчества.
   Нужно было найти свой, особый способ рассказать лю­дям о Грине с помощью традиционных музейных экспонатов, но при этом превратить их в совершенно необычные предметы. Было перепробовано множество вариантов, отвергнуто множество решений... Уже почти завершилось построение экспозиции, но музей не был открыт. Стало вдруг ясно, что сделанное не отвечает поставленной задаче. Это было совсем не просто – отказаться от почти завершенной работы, чтобы начать новые поиски.
   В 1969 году счастливым событием стало привлечение к созданию музея московского художника-архитектора, заслуженного деятеля искусств РСФСР Саввы Григорьевича Бродского, который за несколько лет до этого уже связал свое творчество с миром Александра Грина, сделав замечательные иллюстрации к его произведениям.

   Предложенный С. Г. Бродским проект художественного оформления музея как в фокусе собрал в себе то, что, казалось, витало в воздухе и не находило выражения.
На улице Галерейной появился музей-корабль, где ярко и зримо передан своеобразный характер творчества А. С. Грина, где представлена не только жизнь писателя, но и мир его героев.
   Располагается музей в здании, построенном в 1891 году, на нём – две мемориальных доски:
   1.«Историко-мемориальное здание и является памятником, охраняется государством»,
   2. «В этом доме с сентября 1924 по апрель 1929 года жил и работал писатель-романтик Александр Грин»
    Свои впечатления от музея замечательно выразила писательница Анастасия Цветаева: «В любимой Грином Феодосии, в доме, где он жил, открыт волшебный музей: его портреты, его книги о кораблях и кораблекрушениях, о мужественных и суровых людях, о бегущей по волнам Фрези Грант.
Музей парусников и шхун, где из угла выступает нос корабля, где живут морские фонари, канаты и подзорные трубы, унося с собой посетителей в карту Гринландии с новыми мысами и проливами, с городами Гель-Гью, Лисс, Зурбаган...».
   В реализации этого проекта принимали участие московские художники-архитекторы Александр Бродский и Илья Уткин. Они сохранили образ музея-корабля, но внесли свой аспект, воссоздав собирательный образ гриновского города.
В центре просторного зала, разделенного арочными проемами, появилось сферическое изображение гриновского Зурбагана, светильники в виде уличных фонарей, таинственный и влекущий вид морской гавани с мачтами парусных кораблей…
Стенды в виде окон рассказывали о влиянии творчества Александра Грина в современной жизни. В 1993 году на основе созданного А. Бродским и И.Уткиным интерьера появилась Галерея романтической живописи, позволяющая широко представлять в музее художников, чье творчество близко и созвучно высокому духу гриновских произведений.
    Музей - это живой организм, который растет и изменяется. Создаются новые стенды и витрины, открываются новые разделы экспозиции, обогащаются и совершенствуются направления работы.