|
|||||||||
|
Современная
литературная критика: статьи, очерки, исследования Яблоков Евгений Александрович Литературная критика романа "Блистающий мир". Глава 2 (часть 7)Нетрудно усмотреть здесь вариацию на тему лермонтовского "Листка" (Лермонтов 1969, т. 1, с. 340). Вместе с тем несомненно, что ряд мотивов данного рассказа предвосхищает "БМ" и даёт как бы один из "возможных вариантов" судьбы Друда. Час, год, пять или десять дет — не все ли равно?" (3, 210). Это напоминает характеристику героя лермонтовской поэмы:
Давно отверженный блуждал (Лермонтов 1969, т. 2, с. 414). Слова Друда о его "тихом и ослепительном" (3, 210) мире звучат как вариация на тему монолога Демона, обещающего Тамаре запредельную "нирвану". Кстати, из пяти убийств, совершённых героем "БМ", четыре (исключая агента, попытавшегося убить самого Друда после циркового представления) мотивированы заботой о Тави: Друд убивает "соблазнителя" Торпа, а затем трёх жандармов, пытавшихся её арестовать. Эти его действия можно соотнести с подстроенной Демоном гибелью жениха Тамары. Заметим, что своих "светлых" персонажей писатель вовсе не делает "безобидно"-идиллическими. Так, "солнечный" герой "АП" носит буквально "серую" фамилию (англ. grey — "серый"), при том, что данный цвет в произведениях Грина устойчиво связан с хтоническим, инфернальным началом (ср., например, рассказы "Серый автомобиль" или "Крысолов"). Лонгрен фактически совершает убийство Меннерса — и свой поступок называет "чёрной игрушкой" (3, 8).
Без сожаленья, без участья (Лермонтов 1969, т. 2, с. 436). Мир, к которому принадлежит герой "БМ", при всей идеальности кажется не вполне гармоничным; это бытие "без форм", в котором главное — путь, а не цель. Недаром, например, при взгляде на Руну Друд осознает, "что в том мире, который покинул он для мира иного, не встречалось ему более гармоничной силы женского ликования" (3, 113). Однако абсолютно "гармоничная" Руна, которая имеет четко очерченную цель и неуклонно к ней стремится, сама выступает по отношению к Друду в качестве "соблазнительницы". Что касается Тави, то для нее, как и для Друда, преимущественно важен процесс, а не результат, она жаждет беспредельного "расширения" мира. И на вопрос Тави: "Вы еще много мне покажете?" — герой отвечает: "Довольно, чтобы тебе не было никогда скучно" (3, 211). -- "Друд <...> не только гордится особостью своей жизни, но и мучительно переживает изолированность её, постоянно тянется к человеческому теплу. <...> Великолепное и могущественное одиночество не удовлетворяет Друда" (Ковский 1969, с. 79-80). В разговоре со Стеббсом, упоминая о переполохе, произведенном в цирке и затеянном "в разных местах земли", он поясняет: "Есть причины, почему я должен развлечься" (3, 130). Об окружающем его покое герой говорит Тави: "Я тебя зову, девушка, сердце родное мне, идти со мной в мир недоступный, может быть, всем. Там тихо и ослепительно. Но тяжело одному сердцу отражать блеск этот; он делается как блеск льда. Будешь ли ты со мной топить лед?" (3, 210). на верх страницы - к началу раздела - на главную |
||||||||
|
|||||||||