|
|||||||||
|
Современная
литературная критика: статьи, очерки, исследования Яблоков Евгений Александрович Литературная критика романа "Блистающий мир". Глава 2 (часть 6)В описании пролегающей "в сиянье голубом" (Лермонтов 1969, т. 1, с. 342) призрачной дороги, по которой восходит Друд, заметны прямые лермонтовские реминисценции: "Дорога эта, эфирнее самого воздуха, вилась голубым путем среди шиповника, жимолости и белых акаций, среди теней и переливов невещественных форм, созданных игрой утра. По лучезарному склону восходила она, скрывая свое продолжение в облачных снегах великолепной плывущей страны, где хоры и разливы движений кружатся над землей (3, 136). Впрочем, дорога возникает лишь в воображении Стеббса; что касается самого Друда, то его песня, звучащая в цирке, начинается словами: "Тот путь без дороги..." (3, 83), — в данной формуле выражена не столько идея трудности пути, сколько мысль о его нематериальном, непространственном характере. Отметим явно предвосхищающий "БМ" гриновский рассказ 1915 г. "Путь", герой которого по имени Эли Стар (ивр. el — "бог"; англ. star — "звезда") прозревает "второй мир земли" (2, 283), оказываясь в состоянии "двойного" существования (ср. образ "Двойной Звезды" в романе). На фоне привычного городского пейзажа он видит "широкую, туманную от голубой пыли" дорогу, которая "вилась поперёк степи, уходя к горам, теряясь в их величавой громаде, полной лиловых теней" (2, 283). В результате Эли Стар отправляется на поиски "страны, лежащей за горами" (2, 284), т. е., в "привычной" парадигме, умирает "в отрепьях с наружностью закоренелого бродяги <...> В лице его было непонятно одно — улыбка. Мёртвый, он улыбался. <...> Неужели он нашёл перед смертью страну, лежащую за горами?" (2, 285). В поэме "Демон" читаем:
На воздушном океане, (Лермонтов 1969, т. 2, с. 422). -- Герой "БМ" причастен вечности: "Мы, одинокие, среди множества нам подобных, живем по другим законам. Значение лермонтовских мотивов в творчестве Грина подтверждает рассказ 1918г. "Преступление Отпавшего Листа". Его главный герой, йог Ранум Нузаргет, предстаёт своего рода "падшим ангелом": находясь всего в одном шаге от нирваны, он не выдержал мысленного "земного" соблазна и, будучи изгнан с высот Великого Посвящения, "спускается" в современный город (6, 414-415). Главное "преступление", которое совершает здесь герой, — спасение некоего человека, душа которого погублена цивилизацией: "многолетними впечатлениями, ядом злых потрясений" (6, 413). Примечательно, что акт спасения связан с уничтожением "воздушной машины", пилот которой, летящий "под голубым небом на высоте церкви" и при этом названный "бандитом" (6, 415), несёт смерть людям. Благодаря духовному усилию Ранума аппарат падает, и "бандит" гибнет. Однако "падение" переживает и Ранум: вмешавшись в дела людей, он навсегда закрывает себе дорогу в воздушные, духовные сферы. Впрочем, его подвиг самопожертвования оценён; с высот Великого Посвящения доносится голос: "Отныне — оторванный навсегда от святого дерева, — ты, слишком непокорный, чтобы быть с нами, но и не заслуживший уничтожения, — ибо восстал против смерти духа, — будешь одинок и вечно зелен живой жизнью, подобной тому листу, который держишь в руке" (6, 416). на верх страницы - к началу раздела - на главную |
||||||||
|
|||||||||