|
|||||||||
|
Современная
литературная критика: статьи, очерки, исследования Яблоков Евгений Александрович Литературная критика романа "Блистающий мир". Глава 1 (часть 6)Кстати, образ "Хама" — "грядущего на царство мещанина" (Мережковский 1991, с. 43) — возникает и в публицистике Грина. В 1917 г. в журнале "Эшафот" (имевшем подзаголовок: "Журнал памфлетов. Он будет выходить в дни именин глупости и бесчестия") был опубликован фельетон "Волдырь, или Добрый Папа": здесь герой-рассказчик беседует с "неким человеком потустороннего мира" по имени Сгинь-Тьфу-Дрянь, который сам себя называет Хамом (Грин 19176, с 5-6). Как и в статье Мережковского "Грядущий Хам", это существо символизирует жаждущую сытости, бездуховную толпу, которая опошляет и губит идеалы демократии и культуры. Проект Андреса воплощается в жизнь: "На всех углах красовался эдикт о введении просвещения, и в то же время полиция вламывалась во дворцы фей, накладывала арест на всё имущество и уводила их под конвоем" (там же, с. 366); далее употребляется словосочетание "просветительная полиция" (там же, с. 411). -- Разумеется, в свете этих реминисценций герой "БМ" тоже предстает злейшим "врагом просвещения". Помимо монолога Дауговета, вспомним суждения Руководителя о Друде; "Его существование нестерпимо. <...> Он бродит по мастерским молодых пьяниц, внушая им или обольщая их пейзажами неведомых нам планет, насвистывает поэтам оратории и симфонии, тогда как жизнь вопиет о неудобоваримейшей простоте; поддакивает изобретателям, тревожит сны и вмешивается в судьбу" (3, 219). Друд размышляет: "...если я решу жить открыто, с наукой произойдут корчи. Уж я слышу тысячу тысяч докладов, прочитанных в жаркой бане огромных аудиторий. Там постараются внушить резвую мысль, что рассмотренное явление, по существу, согласно со всяческими законами, что оно есть непредвиденный аккорд сил, доступных исследованию" (3, 95). на верх страницы - к началу раздела - на главную |
||||||||
|
|||||||||