|
|||||||||
|
Современная
литературная критика: статьи, очерки, исследования Поэтика прозы Александра Грина Заключение Серия чудесных превращенийВ новелле "Фанданго" наиболее эффективно кажет себя поэтический принцип многократного переплетения реального мира с вымыслом и развертывание сюжета как серии чудесных (феерических) превращений. Отражая реальную действительность в остранённой форме, писатель не уходил в беспредметную игру воображения, а затрагивал и решал актуальные философско-эстетические проблемы времени, высказывал свою точку зрения на процессы современной ему действительности. В 20-е годы Грина постоянно упрекали в отрыве от жизни. А неприятие его романтизма было настолько велико, что рапповская критика не заметила новых тенденций в его прозе, в частности, в "Крысолове", "Сером автомобиле", "Фанданго", в которых писатель обратился непосредственно к изображению современности. Естественно, это было гриновское изображение реальной действительности. И основной особенностью этого изображения стала органическая слиянность вымысла с явью, условности с реальностью. Наши параметры исследования художественного мира Грина открывают новые, ещё неосвоенные грани его поэтики. Вместе взятые они указывают на огромный потенциал изобразительных средств, таящийся в прозе писателя. Поэтическая идеализация, категория реалистичности, романтическая мифологизация, символика хронотопа, условное и реальное и т.д. — всё это указывает на несомненное новаторство романтической прозы Грина, на то, что перед нами необычное творческое явление, не имеющее аналога в мировой литературной практике. Это романтизм, но романтизм нового типа, рожденный на сломе двух исторических эпох, обусловленный культурно-эстетическими веяниями своего времени, ведущими тенденциями общественно-социального бытия. -- Процесс образования связей с реальностью в этом романтизме протекал по своим остраненным каналам. Не выходя за пределы пересоздающего типа познания мира, мысль художника двигалась по пути накопления определенных реалистических и символико-мифологических тенденций внутри самого метода. Романтизм Грина складывался на пути скрещения интуитивного познания мира (грэический герой) и своеобразной типизации объективной действительности (романтический отрицательный типаж). Но обе эти творческие тенденции (романтическая антитетичность) органически связаны, а потому несут на себе взаимный отблеск. И когда речь идет о том, что гриновская идеализация чревата романтической типизацией, то нельзя забывать и о том, что так называемая гриновская типизация тоже не лишена идеализирующего начала. В данном случае мы имеем дело с идеализацией наоборот. Это еще раз подтверждает мысль о том, что у Грина не было эволюции от реализма к романтизму или наоборот. Его творчество всегда оставалось романтическим. Это уникальное явление "чистого романтизма" (В. Ковский), романтизма новаторского типа в истории отечественной литературы. на верх страницы - к содержанию - на главную |
||||||||
|
|||||||||