|
|||||||||
|
Современная
литературная критика: статьи, очерки, исследования Поэтика прозы Александра Грина Заключение Принципы реалистическогоРеалистичность состоит не только в достоверности деталей, но и в известной типизации романтических героев, её близости к реалистической типизации, в частности, свойственной критическому реализму. Со всей очевидностью это прослеживается на взаимоотношениях грэического героя и остраненного мира. Основным принципом реалистического творчества является изображение человека в органической связи с окружающей его средой. У Грина условная среда и романтический герой также предстают в неразрывном единстве. Будучи в гринландском мире явлением инородным, герой Грина, однако, органически включается в чуждую ему обстановку. Действия его сообразованы с обстоятельствами, интроспекция детерминирована. Даже Друд считается с окружающей его социальной средой. Его жизнь в гринландском мире не выглядит анахронистично. Она как бы "впаяна" в этот мир и немыслима вне его, а сам герой предстает типическим лицом в типическом окружении. Такого рода типизацию можно назвать романтической. В основе своей она тоже опирается на реальную действительность. Своеобразное сочетание идеального и реального позволяет Грину воссоздавать типические характеры, которые могут и должны быть. В основе гриновской идеализации лежит "возможное по вероятности" (Аристотель), т.е. допущение, но это допущение опирается на сущее, наличествующее в самой действительности и, таким образом, помогает "лучше раскрыть в жизни общее, характерное" [142, с. 54]. Всё это и сообщает поэтической идеализации Грина ощутимую реалистическую окрашенность. "Реалистичность" Грина в то же время нельзя рассматривать как перманентный переход писателя к реализму. Речь идет только об усилении эффекта достоверности синтетического мира и применении отдельных приёмов реалистического письма, что позволяет говорить лишь о сходстве в способе обобщения романтического образа с реалистической типизацией, но не о тождестве. Вторая составная гриновской идеализации — романтическая антитетичность. Грэический герой становится ещё реальнее от того, что рядом с ним постоянно находится его духовный антипод — приземленная своекорыстная личность. Акцентированное сопоставление несовместимых характеров — одно из очевидных проявлений романтической антитезы. В то же время антитетичность распространяется и на все текстовые уровни произведений писателя: от словосочетаний, в которых сталкиваются противоположные по смыслу словесные единицы, до ряда ведущих мотивно-тематических антиномий, организующих тексты Грина (жизнь — смерть, экзотика — обыденность, искусство — жизнь, красота — безобразие, белое — чёрное и т.д.). -- Оксюморонносгь формы достигается Грином и путём соединения изысканной, рафинированной лексики, научных терминов и нарочито заниженного разговорного языка. Антиномичность, проникающая всю художественную структуру прозы Грина, становится неотъемлемой, генотипной составной авторской идеализации. Поэтическая идеализация Грина, как правило, опирается на мифопоэтическое начало. Автор обращается не только к древнему мифу, его традициям в русской и мировой литературе, но и создаёт собственный мифопоэтический мир. Мифопоэтическое мышление Грина помогает ему наделять своих символических героев необыкновенными способностями и исключительными чертами натуры. Идеализация на уровне мифологических мотивов достигает у писателя высших художественных пределов (Друд, Фрези Грант). Таковы структурные особенности и творческие задачи поэтической идеализации у Грина. Надо отметить и тот факт, что мифопоэтичность является не только органическим свойством гриновской идеализации, но присуща его "второй действительности" (Горький) на всех эстетических уровнях: и на сотворении его синтетического мира, и на стремлении к собственному мифотворчеству, и на характере художественной образности, и на своеобразии жанровой системы. Миф у Грина не выступает из структуры его произведений, а естественно входит в неё и как метафорическая условность и как поэтически обобщенный символ. Умение тонко облекать в живую плоть эстетические идеи приводит Грина к созданию множества собственных образов-мифов, синтезирующих художественное и философское начало, не порывающих связей с реальной действительностью. Мифотворчество Грина — это средство обретения целостности, гармонии жизни. Основная цель такого мифотворчества — это синтез человека и мироздания, как ощущение вечной неизменности Красоты, Добра, Правды и одновременно динамики мира. Гриновский миф о человеке носит героический, гуманистический и демократический характер. на верх страницы - к содержанию - на главную |
||||||||
|
|||||||||