|
|||||||||
|
Современная
литературная критика: статьи, очерки, исследования Поэтика прозы Александра Грина Глава 5. Условное и реальное в поэтике А. С. Грина Особенность романтизма ГринаИтак, одной из характерных особенностей романтизма Грина является слияние в нём мира условного и мира реального. Поначалу Грин персонифицирует некоторые моменты воображения (новеллы 1914—1916 годов). Затем вторжение воображаемого в мир действительности сгановится всё более глубоким, его образы обретают силу реальности и выступают на равных правах с самой действительностью. Особую роль в слиянии мира реального и условного играет у Грина принцип фееричности. Писатель прибегает к нему, чтобы создать эффект чуда, развернуть такую цепь событий, которая бы проецировалась на внутренний мир героя и, таким образом, воссоздавала фееричность его души и сердца. Фееричность пронизывает всё творчество зрелого Грина и всегда составляет важнейший компонент слияния условного и реального. Принцип органического соединения вымысла с явью достигает у Грина особой глубины и целостности в таких его откровенных реально-романтических произведениях, как "Крысолов", "Серый автомобиль" и "Фанданго". Реалистичность описаний, система деталей служат теми средствами, при помощи которых снимается наше недоверие к необычному, условному. В создании необходимой настроенности особую роль играют у Грина психологические этюды. Сюжет развивается как серия тайн, связывающих события в единое целое и сглаживающих границу вымышленного и реального, условности и действительности. -- Принцип слияния вымысла с явью позволяет Грину довести идею осуждения человека в буржуазном обществе до её логического конца и образно показать трагедию живой души в этом мире ("Серый автомобиль"). В новелле "Фанданго" наиболее эффективно проявляется поэтический принцип Грина - многократное переплетение реального мира с вымыслом и развитие новеллы как серии чудесных (фееричных) превращений. Отражая реальную действительность в условно-романтической форме, Грин не уходил в беспредметную игру воображения, а поднимал и решал философско-эстетические проблемы времени, выявляя свой взгляд на процессы действительности. Грина упрекали в 20-е годы в том, что он не пишет о современности. Он написал три крупных новеллы, но не был по-прежнему понят рапповской критикой. В то же время эти произведения приоткрыли в его поэтике ещё одну особенность — органическую слиянность вымысла с явью, условности с реальностью. на верх страницы - к содержанию - на главную |
||||||||
|
|||||||||