|
|||||||||
|
Современная
литературная критика: статьи, очерки, исследования Поэтика прозы Александра Грина Глава 5. Условное и реальное в поэтике А. С. Грина Столкновение двух позицийПринцип слияния вымысла с явью в "Сером автомобиле" позволяет Грину довести идею отчуждения человека в буржуазном обществе до её логического конца и образно показать трагедию живой души в этом мире. Совершенство той и другой новеллы не означает, что Грин останавливается на том апробированном соотношении условного и реального, которое принесло ему творческий успех. Он ищет ещё не использованные возможности, скрытые в найденном им направлении. Теперь писателю предстоит найти новое соотношение условного и реального, которое дало бы прежнюю зыбкость, загадочность, поэтичность мировосприятия и одновременно большую раскованность фантазии автора. И это средство Грин находит. Решив вернуть своему поэтическому видению прежнюю тонкость, он в следующей новелле "Фанданго" переносит внимание на фееричность, на яркую красочность и праздничность изображаемых событий. Несколько ранее мы уже рассматривали этот рассказ под знаком структурности художественного времени. "Фанданго", как и предыдущие новеллы, строится на слиянии реального и вымышленного, прозаического и возвышенного, но оба плана получают здесь наиболее раскованное и обстоятельное воплощение. Оба начала обретают в новелле такую силу воздействия и такую полноту, какой они не знали ни в "Крысолове", ни в "Сером автомобиле". "Фанданго", подобно "Крысолову", строится на пересечении прозаического и необыкновенного, но эти начала даны в более свободной развёрнутой форме. Первые пять глав новеллы изображают скудный быт Петрограда 1921 года, внутренний мир человека, стойко переносящего невзгоды бытия и мечтающего о прекрасном. И эта мечта персонифицируется в появлении экзотических испанцев, привёзших щедрые подарки с острова Кубы. Вторжение прекрасного в голодный устоявшийся быт людей было столь ошеломляющим, что оно вызвало потрясение и впечатление миража. Встал выбор: либо принимать этот визит как часть самой жизни, а значит, и усомниться в истинности своего будничного взгляда на жизнь, либо отвергнуть это необыкновенное как чуждое и замкнуться в границах безысходной прозы. И те, чья душа окаменела под тяжестью невзгод, кто не сумел сохранить в себе дыхание красоты и оказался сломленным духовно, растерянно взирают на величественные дары испанцев. -- Более того, в этих людях пробуждается животный страх и бунт против исключительного, против того, что разрушает их представление о жизни как о беспросветном существовании. Итак, в новелле сталкиваются две позиции: статистика, требующего не красоты, а самого необходимого, и героя, ждущего от жизни неизмеримо большего. Стремление Грина разрушить философию обывателя, смиряющегося с невзгодами бытия и принимающего их как должное, было ценным и прогрессивным. "Фанданго" наиболее отчётливо выявляет поэтический принцип Грина - многократное переплетение реального мира с вымыслом и развитие новеллы как серии чудесных превращений. В этой новелле сказалось несколько тенденций писателя: строго реалистическое изображение действительности, углубление в мир необычного, таинственного, зашифрованность финала, исключающая точное реалистическое прочтение новеллы. Заслуга Грина в том, что, отражая реальную действительность в условно романтической форме, писатель не растворял её в мире символики, не уходил в беспредметную игру воображения, а целеустремленно ставил философско-эстетические проблемы времени, выявляя свой взгляд на историческое развитие действительности. Титаническая борьба добра и зла, человеколюбия и жестокости в новеллах и повестях Грина опосредованно отражает исторический конфликт эпохи, который незримо определял проблематику и направление его таланта. Отказываясь от любых форм упрощения современного ему мира, Грин защищал идеалы русской демократической литературы XX века. Его гуманистическая позиция в сложных философски и эстетически зашифрованных новеллах, его защита справедливости и красоты ради счастья человека объективно соответствовали тем идеалам, которые потенциально выдвигала новая эпоха. Неповторимость социального и духовного развития общества в 20-х годах вызывала усложненность поэтического мышления Грина и то сочетание духовности, психологичности и смешения реального и условного, которое привело к созданию новой формы романтической новеллы. Этот способ поэтического видения действительности свидетельствует о самобытном даровании Грина и его стремлении постичь бесконечную сложность мира и человека. на верх страницы - к содержанию - на главную |
||||||||
|
|||||||||