|
|||||||||
|
Современная
литературная критика: статьи, очерки, исследования Поэтика прозы Александра Грина Глава 4.
Художественное время и пространство в прозе А. Грина Возрастные группы героев романаСовершенно отсутствует какое-либо упоминание (прямое или косвенное) о возрасте тройки негодяев, которые выдают себя за друзей Ганувера. Правда, это можно понять по отношению к Дигэ. Она постоянно окутана туманом, искры сверкают в тёмных волосах, в глазах — сказка. У такой таинственно-сказочной женщины не может быть возраста (впрочем, как и у любой женщины). Но почему нет возраста у Галуэя и Томпсона? После описания первого, где возраст не упоминается, идут следующие фразы о Томпсоне: "Второй был постарше, плотен, брит и в очках". Всем остальным персонажам, и положительным и отрицательным, около тридцати лет. "Между столом и окном стоял человек в нижней рубашке и полосатых брюках... Ему было лет тридцать" [47, т. 4, с. 54]. Это о Варрене, брате Молли. Когда Санди ночью первый раз видит Дюрока и Эстампа, он отмечает про себя: "Первый похож на капитана. На вид ему лет тридцать с небольшим... Второй младше первого". Таким образом, основные герои в романе Грина по возрасту делятся на две группы. Первая — совершенно юные, которым по шестнадцать-семнадцать лет. Они восторженно воспринимают мир таким, каким сами хотят его видеть, их зовёт "тайна и очарование", они полны романтических мечтаний, жаждут подвигов и приключений. Этот возраст являетеся переходным. Шестнадцатилетие разделяет два периода жизни: отрочество и молодость. В символике всегда были особо значимы пограничные и центральные моменты времени. В романе "Золотая цепь" таких шестнадцатилетних героев двое. Это Санди и Молли. -- Вторая группа героев старше по возрасту. Им примерно по тридцать лет (чуть больше или чуть меньше). Тридцатилетний возраст тоже является рубежным: прожита молодость, впереди зрелость. Все герои романа (положительные и отрицательные) являются воплощением этого переходного периода. С одной стороны, в них ещё живы романтические мечты и стремления (их, как магнитом, притягивает дворец Золотой цепи), с другой стороны, они уже реально оценивают окружающую действительность, жизнь наложила на них свою печать. Ганувер стремится сказку сделать реальностью, но эта сказка убивает его. Дюрок и Эстамп спешат на помощь другу, веря в лучшие человеческие качества (например, в дружбу), и в то же время подозревают Дигэ и её окружение в нечестивых замыслах. Друзья смогли рассмотреть за "сказкой в глазах" красавицы коварство и неискренность. Нельзя считать недостатком то, что эти двое умеют раз6ираться в людях. И все же этих людей никогда не унесут романтические крылья в "страну битв, героев, кладов, где проходят, как тени, гигантские паруса" [47, т. 4, с. 7]. Как груз, их будет тянуть вниз жизненный опыт. Воздействие действительности отразилось и на отрицательных героях. Видимо, тяга к необычной жизни, желание уйти от обыденности породили жестокость, желание повелевать у одних (Варрен, Лемарен) и страсть к золотоу у других (Дигэ, Томпсон, Галуэй). Поэтому у Дигэ вместо "сказки в глазах" появляются "глаза, смотрящие будто в тени", а однажды из этой тени "выползет, дрожа и сверкая, помраченный взгляд — странный и глухой блеск" [47, т. 4, с. 41]. Этот взгляд подпишет смертный приговор Гануверу, но, благодаря друзьям, этот приговор потеряет силу. Последний временной цикл — исторический. Иначе его называют эпохальный. Интересно проследить, как представлен в романе (если представлен вообще) исторический цикл. Для этого надо выяснить, существует ли связь между историей Золотой цепи и реальными событиями. Возможно, эта связь есть, но, может быть, время романа замкнуто само в себе? Если вспомнить, что пространство, в котором происходят все события "Золотой цепи" и других романов Грина, выдумано, то трудно представить себе, что время романа не замкнуто, а имеет связь с реальностью. Однако некоторые детали свидетельствуют об обратном. В начале романа есть две даты, которые привязывают эту фантастическую историю к реальности, — семнадцатое октября и семнадцатое ноября. Семнадцатого октября Санди Пруэль принят на работу, семнадцатого ноября ему выписан счёт, где штрафы намного превышают размер жалования. В остальном же история Золотой цепи" как бы повисает в воздухе: она происходит в выдуманной стране, время тоже в известном смысле нереальное. В романе нет точного указания на реальность. Время замыкается само в себе, фантазия существует вне жизни. И совершенно иное впечатление производит эпилог. Молодой капитан Санди Пруэль попадает в те же места в 1915 году. "Я скитался по городу, надеясь случайно встретиться с кем-нибудь из участников истории, разыгравшейся пять лет назад"... [47, т. 4, с. 116]. Следовательно, события в замке Золотой цепи происходили в 1910 году. на верх страницы - к содержанию - на главную |
||||||||
|
|||||||||