|
|||||||||
|
Современная
литературная критика: статьи, очерки, исследования Поэтика прозы Александра Грина Глава 4.
Художественное время и пространство в прозе А. Грина Два подпространстваИтак, в романе "Золотая цепь" очевидны два пространства: вымышленное и созданное на реалистической основе. Здесь же обозначены границы (зримые и незримые) между пространством богатства и нищеты, своим и чужим. Несмотря на противоположность пространства Дворца и Сигнального Пустыря - это по сути своей отрицательные пространства, разрушающие человека. Но в романе есть пространство, в котором человек свободен. Пространство это - море. Создаёт автор и волшебное пространство, опираясь (сознательно и бессознательно) на символические представления: запутанность, смещение границ, членение и соединение, расширение и свёртывание пространства, движение по кругу и т.п. Грин сохраняет и мифопоэтическую концепцию пространства, наполняя её в некоторых случаях своеобразным смыслом, используя сакральные места: всевозможные переходы, дверь, окно, центр. -- Символику горизонтали Грин почти не использует, а вот "великая вертикаль" представлена в романе широко: верх, середина, низ. Выстраивает к романе Грин и "великую вертикаль" человеческих отношений вплоть до портретного описания действующих лиц. Говоря о романе "Золотая цепь", мы сконцентрировали основное внимание на пространстве, хотя, как известно, оно тесно связано со временем. Это было сделано с тем, чтобы ярче осветить творческий потенциал Грина в работе с художественным пространством. Но в первой половине раздела мы постоянно сопрягали его с категорией времени. Следует отметить, что и с этой категорией Грин работает не менее эффективно. Поэтому второй раздел главы будет целиком посвящен гриновскому времени в том же романе "Золотая цепь". Роман даёт для такого анализа прекрасные возможности. на верх страницы - к содержанию - на главную |
||||||||
|
|||||||||