|
|||||||||
|
Современная
литературная критика: статьи, очерки, исследования Поэтика прозы Александра Грина Глава 3.
Мифопоэтичность и символичность творческого сознания писателя Символ безобразногоНо не только героиня хочет этого, и сам автор жаждет видеть эстетически воплощённым импонирующий ему тип женщины. Воскрешая в художественной плоти романа свой идеал женщин, Грин достигает необыкновенной филигранности и полноты, естественности и достоверности, живости и привлекательности, подлинной женственности характера романтической героини. Так символ красоты обретает у Грина в образе Джесси Тренган вполне завершённуё эстетическую материализацию. Здесь, как очевидно, символ и индивидуализация срастаются настолько органично, что становятся сущностным признаком одного характера, одного образа — образа романтической героини. Перед нами такое же целостное явление, как любой живой организм. Подобная метаморфоза не только не ослабляет символ, а, напротив, усиливает его звучание, сообщает ему большую жизненность и притягательность. Итак, образ Джесси — это многомерно разработанный художественный образ, наделённый неповторимыми индивидуальными человеческими качествами. В этом аспекте он заключает в себе несомненную "автономно-созерцательную ценность" (А. Ф. Лосев). В то же время он обладает высокой степенью обобщённости. И эта обобщённость охватывает многие характерологические планы образа. -- Прекрасное определяет весь психофизический облик Джесси. Она прекрасна не только внешне. Она прекрасна в мыслях, поступках, отношениях, оценках, диалогах, в спорах, во взглядах (на природу, искусство, семейную жизнь); она прекрасна даже в гневе своём (разговор с Моргианой после того, как узнала о преступлении последней); она прекрасна и в своей удивительный вере в то, что станет здоровой без помощи врачей, что, собственно, и происходит, как в сказке. Идея прекрасного тождественна в данном случае художественному образу. Только в символе, как известно, общность идеи и единичного достигает такого тесного единства. Образ Джесси становится абсолютным выражени красоты, которая у Грина всегда идет рука об руку с добром. Вполне понятно, что Джесси является воплощением авторского символа красоты. Грин развивает в ней свои и откровенные и прикровенные представления о женском типе, который импонирует ему. Прямо противоположным
символом — символом безобразного - предстаёт в романе образ
Моргианы. Если в Джесси собраны лучшие качества женского характера,
то в Моргиане Грин не фокусирует всё дурное, что встречалось ему в
женщине на жизненном пути. Было бы неправильно искать в ней развитие
идеи Руны Бегуэм или Биче Сениэль как не Здесь Грин идёт по линии ещё большего обобщения — он генерализирует в ней лишь одно свойство, а именно, зло, которое поднимается писателем до уровня мирового зла, берущего, по авторскому отсчёту времени, своё начало ещё в "доисторическом" Карфагене. Писатель обобщил в ней всё неприемлемое для него в окружающей своекорыстной действительности. В Моргиане сконцентрировано всё социальное зло "атомизированного" мира. Отсюда необычайная интенсивность этого образа-символа. Мы не останавливаемся отдельно на анализе образа Моргианы, ибо о нём исчерпывающе сказано в монографии Н. А. Николаева "Роман Александра Грина". Исследователь, в частности, подчёркивает: "Будучи обобщенным типом-символом, олицетворяющим саму сущность своекорыстной психологии, Моргиана в то же время являет собой конкретно-чувственный, совершенно реальный тип деградирующего мира" [139, с. 80]. Как очевидно Н. А. Николаев в этом образе-символе тоже обнаруживает предельное совпадение общего и единичного, идеи и художественного образа. Умение воплотить в женском облике два противоположных символа свидетельствует о необычайной свободе Грина в обращении с жизненным материалом, о его высоком мастерстве художественного обобщения. Символизм образов Джесси и Моргианы закрепляет также хорошо ощутимая в них мифологическая подпочва. Глубокими своими корнями эти образы врастают в древнее фольклорное сознание. В основе идеи Джесси просвечивает мифологическая Василиса Прекрасная, в основе Моргианы пресловутая Баба-Яга. на верх страницы - к содержанию - на главную |
||||||||
|
|||||||||