|
|||||||||
|
Современная
литературная критика: статьи, очерки, исследования Поэтика прозы Александра Грина Глава 2.
Поэтическая идеализация, как творческий приём преображения мира Идеализированные герои ГринаВо всех идеализированных героях Грина обязательно наличие ощутимого элемента достоверности, правдивости, жизненной убедительности. Стилевой приметой гриновского романтизма и одного из составных приёмов поэтической идеализации является реалистичность, о чем уже частично упоминалось ранее. То, что принято именовать реалистичностью Грина, всегда привлекало внимание критиков и исследователей. М. Шагинян относила выдумку Грина к "совершенно реальному вымыслу" [284, с. 173]. Д. Шепеленко считает, что "Грин является реалистом" [286, с. 1032]. М. Щеглов усматривал в "Алых парусах" слишком много "реального, почти житейского", романтический мир писателя назвал "реальным миром" [293, с. 221]. Слонимский отмечал: "Свой сказочный мир Грин описывает реалистически [242, с. 100]. В. Вихров утверждал, что художественный вымысел в книгах Грина приобретает "черты реальности, чуть не бытовой повседневности" [30, с. 7]. В этих высказываниях единодушное признание "реализма" романтика Грина. Своеобразие гриновского пересоздания мира и заключается в том, что оно доведено до полнейшего правдоподобия, подлинного подражания самой действительности. Иначе говоря, условная реальность предстаёт в эстетическом воплощении Грина не просто "как в жизни", но как сама жизнь. "В широком понимании романтизм Грина, — пишет Н. А. Николаев — состоит в поэтическом заострении реальных сторон и тенденций общественно-социального бытия. А романтический антураж эстетического мира художника, все психологические характеристики до мельчайших подробностей и движений правдивы и реалистичны" [139, с. 67]. В этом смысле прав М. Кузнецов, утверждая, что Грин лишь "начинал с условнностей, но дальше был железно закономерен" [154, с. 139]. И, действительно, описание интерьеров, экстерьеров, пейзажей, портретов носит у Грина исключительно достоверный характер, отличается правдивостью и реалистичностью деталей. Достаточно вспомнить Друда перед полётом, обращенные к Стеббсу: "Я забыл спички" или легендарную Фрэзи, которая для подтверждения своей реальности берёт "из кормового камбуза фонарь" и освещает себя. Примет реального человеческого бытия у Грина великое множество. Они наполняют повседневной правдой каждую страницу произведений романтика, а по выразительности и художественной целесообразности превосходят описания многих писателей реалистов. -- И всё же видеть реалистичность Грина только во внешней достоверности было бы не вполне правомерно. Эти признаки его прозы относятся к тем, которые свойственны воспроизводящему типу творчества вообще, безотносительно к какому-либо конкретно историческому способу отражения жизни. Но романтизм Грина отличается не только и достоверностью. Он обладает и такими качествами, которые сближают его с конкретно-историческим методом реализма, а именно, критическим реализмом. Черты такого реализма обнаруживаются не только в принципах воссоздания романтических характеров, но и в самом способе освоения действительности. Если старые романтики основывались преимущественно на фантазии и, преображая реальный мир и его формы, отказывались от правдоподобия обстоятельств и жизненной достоверности образов (Гофман — "Крошка Цакес", Хауф — "Маленький Мук", Вагнер — "Кольцо Нибелунга" и др.), то Грин-романтик первой трети XX века — не только пересоздает жизнь в формах самой жизни, но и сохраняет социально-историческую конкретику человеческого содержания. Основным предметом творческого интереса Грина является человек. Этим объясняется тот факт, что создание вымышленного мира вращается вокруг человека и совершается адекватно его представлениям о жизни. Поэтому и сам человек, и окружающая его среда так реальны и жизненны у писателя. Основным принципом реалистического искусства является воспроизведение человека в органической связи с окружающими его обстоятельствами. Если старые романтики отчуждали своего человека от объективного мира (Хауф — "Калиф Аист", "Карлик Нос" и др.), то у Грина условная среда и романтический герой предстают в неразрывном единстве. Психологическая структура души грэического героя не имманентна, а формируется во взаимодействии с внешним миром, вымышленной, синтетической действительностью. Способ изображения характера в единстве психологии, действия и обстоятельств — это реалистический способ. Грин эффективно использует его, применяя в границах своего эстетического мира. на верх страницы - к содержанию - на главную |
||||||||
|
|||||||||