|
|
Современная
литературная критика: статьи, очерки, исследования
к содержанию
книги -
к началу раздела
Поэтика прозы Александра Грина
Глава 1. Творчество
А. С. Грина в литературной критике
аналитика Н. А. Николаева, Т. Ю. Диковой, Л. Д. Ковтуна
назад::далее
Отдельную главу
исследования составляет анализ "Алых парусов", первый обстоятельный
в гриноведении анализ знаменитой феерии писателя. Романтизм Грина,
подчёркивает Н. А. Николаев, — проникнут "земными устремлениями,
ориентацией на действенное отношение к миру" [140, с.74]. Положения
исследователя не вызывают возражений.
Думается, что поиски
в каком бы плане они не велись, своеобразия романтизма Грина можно
только поддерживать. Н. А. Николаеву и В. В. Харчеву, скажем, это
своеобразие видится, главным образом, в реалистичности манеры
писателя кому-то другому — в философичности, третьему — в
психологической фантастике и т.д. В итоге аналитическая мысль выйдет
на необходимое искомой и общими усилиями определит, в чем же состоит
непохожесть и неповторность гриновского романтизма как
индивидуального художественного способа пересоздания мира.
Весомый вклад в
изучение гриновской пореволюционной новеллистики вносит во второй
половине 90-х годов Дикова Т.Ю. своей диссертацией "Рассказы
Александра Грина 1920-х годов: поэтика оксюморона" (Екатеринбург,
1997). Т. Ю. Дикова осмысляет "закон стиля писателя, основанный на
оксюмороном и одновременно подвижном, нередко "перевернутом
контрасте" [106, с.З].
Антитетичность
гриновского художественного слова исследователь прослеживает от
микро до макроструктуры новеллистики и приходит к заключению:
"тенденция, проявляющаяся в слове писателя, когда его компоненты
"борются" друг с другом, находит себя и в сюжетно-композиционном
срезе произведений, являясь, по сути, выходом на поверхность общей
оксюморонный закономерности малой прозы художника" [106, с. 18].
Исходя из глубинного
понимания генезиса гриновской антиномичности, исследователь выявляет
ее на многих уровнях рассказовой прозы писателя: на уровне
словосочетаний, и на уровне "ведущих мотивно-тематических антимоний"
(жизнь — смерть, вымысел — реальность, игра — жизнь), и на уровне
"скользящего", "плавающего" оксюморона, и на молекулярном уровне -
на уровне антиномичности эпитета по отношению к определяемому слову,
и на уровне слов-знаков, которыми наполнена проза автора. Благодаря
оксюморонной поэтике, — итожит Т. Ю. Дикова, — писатель создаёт
сложную, перевернутую, полную тайн и загадок картину человеческого
состояния и состояния реальности.
Т. Ю. Дикова впервые
в гриноведении смотрит на писателя не "просветлённым", а несколько
отрешенным от его романтизма взглядом. Если бы речь не шла в
исследовании о специально подобранной "странной" рассказовой прозе
Грина 20-х годов — "Фанданго", "Крысолов", "Серый автомобиль", — где
автор действительно глубоко проникает в неоднозначные "наоборотные"
стороны человеческого сознания, то могло бы показаться, что Т. Ю.
Дикова толкует не о Грине, а об Эдгаре По. К счастью, усложнённых
для постижения произведений малой формы у Грина 20-х годов немного.
Что же касается самого научного подхода Т. Ю. Диковой, её трактовок
"сил непостижимого" у Грина, то они вполне правомерны, более того,
могут способствовать дальнейшему осмыслению общего характера
гриновского психологизма.
В 2000 году по итогам
XIV Международной гриновской научной конференции вышла коллективная
монография "Александр Грин: человек и художник" [102]. Она состоит
из трёх глав: 1. Александр Грин: жизненные вехи; 2. Поэтика
Александра Грина; 3. Традиции, новаторство, разысканий.
В первой главе
новизной материала привлекают статьи Н. А. Николаева "Н. Н. Грин об
Александре Грине", Л. Д. Ковтун "Автографы А. С. Грина", А. А.
Ненады "Дмитрий Шепеленко и Александр Грин" и Л. С. Скепнев "А. С.
Грин в архангельской ссылке".
Н. А. Николаев строит
свою статью на основе книги Н. Н. Грин "Воспоминания об Александре
Грине", которую подготовил и выпустил свет сам [101]. Автор
приоткрывает новый, до этого малоизвестна читателю, человеческий
облик Грина, который предстал перед ним во многих ситуациях и
подробностях частной жизни писателя. Душевный мир Грина наиболее
ярко очерчивается в истории его взаимоотношений с самой Ниной
Николаевной.
В книге есть глава
под названием "Грин и вино". "Боль правды, — пишет Н. А. Николаев, —
об этой крупной и обреченной душе сказать нельзя. Из первых уст мы
узнаём о глубокой трагедии человека художника — наследственной
зависимости от алкоголя, о его безуспешных попытках избавиться от
болезни" [102, с.56]. Автор статьи приводит ряд свидетельств Нины
Николаевны о произведениях Грина, о его манере работать, о его
отношении к другим писателям. Н. Н. Грин, по словам Н. Николаева,
была чутким интерпретатором прозы Грина, понимала ее так, как никто
другой, активно защищала его романтические идеи и коллизии. Её
оценки могут стать хорошим подспорьем для учёных, обогатить
современную науку о Грине.
Л. Д. Ковтун пишет о
новых поступлениях автографов Грина в Феодосийский
литературно-мемориальный музей писателя. Особый интерес представляет
в этом ряду архив первой жены Грина Веры Павловны
Абрамовой-Калицкой.
Работникам музея
удалось приобрести уникальный экспонат: беловый автограф рассказа
Грина "Дикая Роза". Но, пожалуй, самым значительным приобретением
стал незавершённый роман Грина "Недотрога". В течение ряда лет от
разных людей в музей поступали фрагменты и страницы романа. Собрав
воедино уже известные (по печати) отрывки из романа
неопубликованными, предварительно разобрав их и расшифровав, музей
выпустил в свет "Недотрогу" в альманахе "Крымский альбом" (Феодосия,
Москва, Издательский дом "Коктебель", 1996). Это первая полная
публикация незавершённого романа Грина, которая составит несомненный
интерес для литературной науки и, прежде всего, в плане дальнейшего
осмысления эволюции жанра гриновского романа.
на верх страницы -
к содержанию -
на главную
|
|