|
|
Современная
литературная критика: статьи, очерки, исследования
к содержанию
книги -
к началу раздела
Поэтика прозы Александра Грина
Глава 1. Творчество
А. С. Грина в литературной критике
труды Л. М. Михайловой, Е. И. Прохорова, А. А. Ревякина, В. В.
Харчева
назад::далее
Существенные
направления в изучении творчества Грина были представлены в трудах
Л. М. Михайловой, Е. И. Прохорова, А. А. Ревякина, В. В. Харчева, В.
И. Хрулёв, Т. Е. Загвоздиной, Н. А. Николаев и других. В 70-е годы
усиливается интерес к философскому смыслу произведений Грина. Именно
в этом аспекте рассматривает проблему гриновского романтизма В. И.
Хрулёв: "В основе романтизма Грина — понимание мира включающее
сложность и взаимодействие духовного и материального, внутреннего и
внешнего, сознательного и иррационального [275, с. 11]. Хрулёв
убедительно решает также вопрос о созвучности гриновского
эстетического идеала с реальной действительностью.
В первом издании
книги Л. М. Михайловой о Грине [183, с. отмечалось, что в романе
"Блистающий мир" "проникновение в человека сочетается с желанием
философски осмыслить его задачи и в целом". С этой целью Грин, по
убеждению Л. И. Михайловой, широко использует "психологическую
фантастику", как всеобъемлющую творческую категорию: "Грин соединил
занимательное приключение, в чём был силён Стивенсон, со сложностью
психологического рисунка, характерной для Эдгара По. ... У Грина
методом объяснения, воссоздания и поэтизации жизни стала
психологическая фантастика" [183, с. 160,152].
Подчёркивая
повсеместное правдоподобие романтического мира писателя, Л. М.
Михайлова ссылается на гриновские эссе "Встречи и заключения" и
"Встречи и приключения" как пример того, что сам Грин верил в
достоверность своей выдумки и потому смело соединял в этих эссе
реальное с фантастическим: Зурбаган, Покет, Лисс с Чёрным моем,
Феодосией, Москвой. "Этим демонстративным жестом Грин как бы
подтвердил для себя и для читателя невыдуманность, жизненность
проблем, которым посвятил своё творчество" [183, с. 160]. Л. М.
Михайлова, таким образом, подчёркивая неизменную верность писателя
своему фантастическому миру, усматривает в реалистической
окрашенности этого мира одну из отличительных особенностей
творческого метода Грина.
В диссертации А.
Ревякиной "Некоторые проблемы романтизма ХХ века и вопросы искусства
в послеоктябрьском творчестве Александра Грина [209] убедительно
раскрывается гриновская полемика с эстетизмом, индивидуализмом и
"приключенчеством" декадентства, а также вклад художника в
утверждение принципов искусства гармонического, оптимистического.
Обучаясь у
западноевропейской приключенческой литературы сюжетике и
развертыванию интриги, подчеркивал исследователь, Грин отвергал
какую-либо самоцельность жанровой формы равно как и культ силы,
асоциальность, эротику, аморализм содержания, то есть всё то, чем с
течением времени, в процессе становления "массовой культуры" XX
века, замусоривался жанр. Романтизм Грина действительно строился на
синтезе нескольких разнородных национальных художественных традиций
и потому нелегко прививался к стволу традиционного критического
мышления, да и читательского восприятия.
Л. М. Михайлова
перекликается с А. А. Ревякиной, когда пишет: "Решив воссоздать
красоту, заложенную внутри и существующую вне человека, Грин
освобождает "красивые слова" от кавычек... Прибегает к интенсивному
мазку, к изысканной метафоре, необычной для русской прозы, не
принятой у поэтов того времени... Условность, иносказание,
поэтизация тайного смысла явлений используются для утверждения мысли
о величии человека" [183, с. 150-151]. Оба исследователя разделяют
положение: красивое" и "изысканное" в прозе Грина — не "эстетство",
не бегство от реальности, а естественное мышление на языке поэзии,
продиктованное высоким поэтическим представлением о человеке.
М. И. Саидова в своей
кандидатской диссертации 1974 года [227], пожалуй, первая
погружается в проблему "поэтического" непосредственно на уровне
поэтики Грина. Она показывает, как постепенно утверждается в
романтических новеллах писателя "стиль свободного порядка", иначе
говоря, ассоциативно-произвольной связи компонентов изображаемого;
как моменты формы сами становятся содержанием произведений, которые
строятся "по законам музыки", как создается "система переплетающихся
между собой тематических сфер" и т.д.
В наблюдения этого
плана вовлекается и языковая структура гриновской прозы с ее
метаформами, катахрезами, метонимиями, контрастной двучленностью
эпитетов, аллитерациями и лейтмотивными словами. М. В. Саидовой
удалось зафиксировать ряд аспектов, позволивших ей вплотную подойти
к поэтической природе гриновской прозы как в малой, так и в большой
форме. К сожалению, М. В. Саидова, сделав решительный шаг к
художественной форме Грина, не сумела подняться над традиционным
взглядом на поэтику прозы как таковую. Это и сообщило её наблюдениям
(похвальным в целом) известный эмпиризм, не позволило встать на
современные уровни поэтического анализа, тем более что проза Грина
открывает для этого широкие возможности.
В 1975 году появилась
книга В. В. Харчева "Поэзия и проза Александра Грина [272]. Автор
ее, определяя жанр и программу гриновского творчества "как сказки о
будущем", резко разграничивает, даже противопоставляет,
дооктябрьский и послеоктябрьский периоды, указывая, что "1919 год,
который делит творческую жизнь Грина ровно на две половины,
ознаменовал начало восходящего Грина - в отличие от Грина
блуждающего и добивающегося лишь отдельных творческих удач" [272,
с.206].
Художественная
ценность и эстетическая значимость рассказов, написанных в период с
1906 по 1919 год, в большинстве случаев отвергается: "Даже при
чтении сильных рассказов, поражающих достоверностью фантазии не
оставляет чувство, что они бесцельны" [272, с.96], а "мировоззрение
Грина до революции было последовательно пессимистическим" [272, с.
145].
Отмечая особую
плодотворность пореволюционного периода творчества Грина, В. В.
Харчев считает, что "поиск Грином себя" произошёл в 1920 году в
связи с созданием "Алых парусов", и этим завершилось становление
Грина как художника нового типа, романтика и сказочника, создавшая
"цельную концепцию нравственного человека". Вместе с тем, при
очевидной полемичности ряда положений исследователя, в его книге
имеется немало бесспорных моментов и наблюдений.
Так, В. В. Харчеву
удаётся внимательно проследить движение творчества Грина в тесной
связи с его жизнью. Особенно богата информацией та часть книги,
которая освещает путь писателя в годы революции и гражданской войны.
Автор фактически предлагает новую концепцию творчества романтика
этого периода. В. В. Харчев даёт свою оригинальную трактовку
соотношения в творчестве писателя реализма и романтизма: "Романтизм
Грина не только не порвал с реализмом, как нередко утверждалось в
критической литературе, вышел из него и усвоил многие его важные
черты... Пытаясь определить природу гриновского романтизма,
обязательно приходишь к мысли, что это своеобразный реалистический
романтизм, или, говоря о том же, и другими словами, поэтический
реализм" [272, с. 166].
Исследователь
вплотную приблизился к романтической художественной системе
писателя, пролил частицу света на ряд проблем его поэтики, которые
найдут своё более полное решение в литературной науке о Грине
несколько позже.
на верх страницы -
к содержанию -
на главную
|
|