|
|
Современная
литературная критика: статьи, очерки, исследования
к содержанию
книги -
к началу раздела
Поэтика прозы Александра Грина
Глава 1. Творчество
А. С. Грина в литературной критике
возвращение интереса читателя к гриновским произведениям
назад::далее
В 1933 году К. Локс
выступает с третьей статьей о Грине (первые две написаны в 20-е
годы). В ней он предлагает глубокое истолкование творчества
романтика. Грин — "писатель вполне своеобразный, со своим умением
видеть мир и художественно осмыслять его по законам своей творческой
воли". Сложность Грина вырастала из "тонкой художественной работы",
он "нашел" свой язык, и этот язык оставался языком русским".
В четвёртом номере
журнала "Звезда" за 1939 год с развернутой статьей о творчестве
Грина выступил М. Слонимский. В отличие от К. Паустовского, он
акцентирует внимание на тех внутренних переменах в творчестве
романтика, что произошли после революции: "Оно светлело в
послереволюционные годы..., открывая взору мир осуществимого и
реального" М. Слонимский отмечает близость писателя к фольклору,
указывает на "стремление... создавать доброе, окрыляющее людей
искусство".
М. Слонимский первый
указывает на внутренние связи Грина с русской классической
литературой, а именно с Гоголем, Достоевским, Буниным. Очень высоко
ценит М. Слонимский Грина и как мастера художественного слова. Он же
утверждает в эти годы, в противовес К. Зелинскому, что творчество
Грина эволюционировало от романтизма к реализму: "... в рассказе
"Комендант порта" ... Грин как бы прощается с воображаемой жизнью...
Вместе с такими произведениями, как... "Возвращение", "Комендант
порта" предшествует переходу Александра Грина к реализму [242, с.
104].
В 30-е году А. Роскин
посвящает Грину три статьи. В первой (1935 году, как уже отмечалось,
автор видел в романтике лишь искусного формалиста идейно враждебного
новому миру. Во второй и третьей [219, с. 170, написанных в 1938 и
1939 гг., А. Роскин в корне пересматривает свой взгляд на творчество
писателя. Он "снимает" с Грина давно бытовавший ярлык поставщика
"лёгкого чтения" и приходит к выводу о необходимости людям мечты
романтика, его стремления к тревожащей красоте и близости
необыкновенного. Он утверждает, что фабула никогда не была для Грина
самоцелью, отметает обвинения писателя в идеализме. "Творчество
Грина оптимистично в самой своей основе". С высокой оценкой Грина в
30-е годы выступили Б. Анибал [267, с.269], М. Левидов [157, с.4],
Ю. Олеша [187, с.З], Л. Борисов [214, с.217], Смиренский [246, с.51]
и др.
И все же
аналитическая мысль 30-х годов, несмотря на перемену отношения
времени к Грину, мало обращается к проблемам его поэтики.
По-прежнему дебаты ведутся вокруг "иностранных" корней писателя,
правомерности его выдумки, "русскости" языка, о степени сбыточности
его мечты, об отношении романтика к реальной действительности. Новым
в критике прозвучали мысли об эволюции творчества Грина, о наличии
его фантастике сильного реалистического начала ("реальная
фантастика").
Ценность и важность
для читателя гриновского творчества утвердили годы Великой
Отечественной войны. К. Паустовский писал: "Сейчас, в дни войны,
когда наша победа и будущее зависят от нашего мужества, от
преданности Родине, от нашей культурности и силы, книги Грина
помогающие нам воспитывать в себе эти качества, являются по сути
своей подлинными оборонными и боевыми книгами" [193, с.6].
В послевоенные годы
литературоведение и критика концентрируют своё внимание на проблемах
идейного содержания литературы, оставляя, несколько в стороне
проблемы художественного мастерства. На этой почве возникает теория
"реализма и антиреализма", в конечном счёте отрицающая существование
романтизма как творческого метода, способного отразить правду жизни,
и так называемая "тотальная" концепция социалистической реализма, в
основе которой лежит равнодушие к стилю и самой художественной
форме.
Под влиянием этих
теорий, а также под лозунгом защиты реалистических традиций русской
литературы в 1950 году в центральных журналах появились статьи В.
Важдаева [24] и А. Тарасенкова [257], в которых творчество Грина
объяснялось с позиций огульных вульгаризаторских и политических
обвинений. На основе этих статей построила свою
информацию о писателе и БСЭ (т.12, 1952). Грин был посмертно
объявлен космополитом и предан забвению. Его книги не переиздавались
в течение нескольких лет.
Необычность
литературной судьбы Грина современный исследователь и известный
гриновед В. Ковский объясняет так: "Непреходящая этико-эстетическая
ценность творчества Грина, которая и является причиной постоянного
возвращения к нему читателей, в определенные исторические периоды
отступала на задний план, и под ударом оказывались именно
неприемлемые для времени черты художественного метода писателя [147,
с. 8].
В 60-е годы
произведения Грина возвращаются к читателю и одновременно с ростом
читательского интереса активно развивается научное изучение его
творчества.
Необходимость
коренного пересмотра творчества Грина была отмечена в теоретических
работах М. Б. Храпченко и А. И. Овчаренко. Так, М. Б. Храпченко
писал: "Изменения в восприятии художественных произведений,
происходящие с течением времени, затрагивают не какой-либо
ограниченный их круг; они — эти изменения — распространяются не
только на литературные явления более или менее отдалённого прошлого,
— процессы такого рода носят, так сказать, глобальный характер. Они,
естественно, касаются и литературы нашего времени. На наших глазах
происходит существенное переосмысление мысление творчества,
например, Есенина, Булгакова, Ахматовой, А. Грина" [274, с.217].
Исследуя проблемы
романтизма в советской литературе, А. И. Овчаренко утверждал, что
имя Грина находится в одном ряду с именами А. Блока, Э. Багрицкого,
Н. Заболоцкого. Анализ творчества Грина занимает значительное место
в книге А. И. Овчаренко "Социалистический реализм и современный
литературный процесс" [186, с. 208-217].
на верх страницы -
к содержанию -
на главную
|
|