|
|
Современная
литературная критика: статьи, очерки, исследования
к содержанию
книги -
к началу раздела
Поэтика прозы Александра Грина
Глава 1. Творчество
А. С. Грина в литературной критике
преобладание резко отрицательного отношения
назад::далее
С течением времени
связь Грина с эпохой, отмеченная Л. Войтоловским, не порывается, а,
напротив, укрепляется. Это и дало Е. Колтоновской право сказать в
1912 году: "Когда я читаю занимательные рассказы Грина, я испытываю
совершенно особенное, жуткое наслаждение... Это подлинное ощущение
современности, как бы трепета окружающей жизни" [151, с.100].
Неблагоприятная
атмосфера вокруг имени Грина оставалась вплоть до революции. Как
очевидно, негативистскую критику не интересовали романтизм Грина и
его своеобразие. Он был для неё "чуждым российской
действительности", эпигоном и стилизатором. Поэтика Грина не
анализировалась и не воспринималась всерьёз. А если и заходила речь
о и языке, то лишь в плане "имитации языка иностранных писателей".
И, пожалуй, только А. Горнфельд первый заговорил об общечеловеческих
ценностях в творчестве Грина, попытался увидеть эстетические
установки писателя и обнаружить некую "реалистичность" его
романтического мира.
Первые крупные
произведения Грина ("Алые паруса", "Блистающий мир") нашли в критике
20-х годов положительную оценку. Имя автора рекомендовалось читателю
как имя "одного из самых интересных наших прозаиков", герои которого
— это "герои планет, они всюду". Старое, дореволюционное в его
творчестве "подменяется глубоким тоном к миру", и описание художника
"уходит от эффектов и трюков... к искусству", — пишет Сергей Бобров
в рецензии на "Алые паруса" [18, с.262].
Как особое качество
писателя отмечалось его умение сообщать "феерическому волшебству",
т.е. выдумке, глубокое правдоподобие [14, С.31].
В 1923 году две
рецензии на произведения Грина пишет К. Локс. В первой он приближает
Грина к творческой манере Джека Лондона [163, с. 8]. Вторая статья
более объективна. В ней автор указывает на своеобразие и новизну
гриновского романтизма, отмечает особенность стиля писателя,
необычайную конкретность изображения, четкость образов, умелое
владение сюжетом [163, с.296].
Я. Фрид отмечает
большие заслуги Грина в русской литературе и, в частности, в
развитии приключенческого жанра. Под его пером "приключенческий
роман и новелла входят в нашу "большую", не бульварную, литературу,
где раньше места для них не было" [263, с. 187].
Но положительные
подходы к творчеству Грина тонут в хоре отрицательных оценок. Те же
"Алые паруса" рецензенты называют "паточной феерией" [3, с. 15],
исполненной "слащавой романтичностью" [235, с.481].
А начиная с 1924
года, т.е. со времени решительного наступления напостовцев на
непролетарских писателей, именуемых "попутчиками", отношение критики
к творчеству Грина стало резко отрицательным.
Грина вновь обвиняют
в эпигонстве. Его стиль называют стилем "под перевод": "по сюжету и
по языку особенно писания его кажутся переводными" [249, с.64].
"Грин стилизует свое творчество по западным образцам" [287, с.41].
К обвинениям Грина в
несамостоятельности в середине 20-х годов прибавились обвинения в
несовременности. Очевидна тенденциозность этих обвинений: "то, что
было терпимо до Октября стало совершенно несносно в наше время"
[158, с.270]. Грина стали единодушно упрекать в "полной оторванности
от запросов современности" (Придорогин [206, с. 18], Динамов [107,
с.19], Шишов [287, с.41] и др.). Эти упреки исходили из предвзятых
требований и совершенно игнорировали творческие принципы писателя.
По мере усиления
ошибочных тенденций в руководстве РАПП литературным процессом
необъективные обвинения писателей нереалистического направления
обострились. Упреки в несовременности, во "вневременности"
гриновских героев стали сочетаться с отрицательной оценкой
"социального эквивалента" его творчества. Критики увидели не просто
"асоциальную сущность" [127, с.54] творчества Грина, — они
обнаружили в нём открытого "апологета ... ассоциальности" [127,
с.55]. Дошло даже до того, что "субъективно "антисоциальный"
бесклассовый писатель объективно является проводником буржуазной
идеологии, ибо "чистой фантастики" не бывает" [107, с.19].
"Попутчик" Грин
становился выгодной мишенью, на которой оттачивали свои литературные
постулаты рапповские теоретики.
Идеологические
нападки на творчество Грина усилились ещё более в пору,
предшествовавшую дискуссии о романтизме и во время самой дискуссии.
Теоретики РАПП взяли установку на "ниспровержение романтизма",
который отождествлялся ими с идеализмом. В речи на пленуме РАПП в
сентябре 1929 года с громким названием "Долой Шиллера!" А. Фадеев
говорил, что "метод пролетарского реализма"... не нуждается ни в
каких романтических примесях, наоборот, он в корне враждебен им
[262, с.69]. Он утверждал тогда, что литературе свойственны "два
основных течения — идеалистическое (т.е. романтическое) и
реалистическое". "Дихотомическое" членение понятия "творческий
метод" привело рапповских теоретиков к полному отрицанию романтизма.
В нем они усматривали метод лакировки и мистифицирования
действительности.
В такой обстановке
атаки на русского "иностранца", "безнадежно далёкого от ...
современности" [109, с.74], усилились. Статьи наполняются
предостережениями об идеологической вредности произведений писателя:
"Попытки Грина встать на "беспочву" кончаются тем, что он попадает в
настоящее болото буржуазной идеологии" [109, с.76]. Критики
предлагают оградить от влияния Грина молодежь: Роман "Сокровище
африканских гор" не может быть рекомендован молодежи "по
идеологическим соображениям" [107, с.19].
на верх страницы -
к содержанию -
на главную
|
|