|
|||||||||
|
Современная
литературная критика: статьи, очерки, исследования В. Б. Носкова Сначала обращаемся к сюжету как расположению событий в тексте. Дети озаглавливают эпизоды, а затем учитель, преследуя свою "интригу" урока, предлагает пронумеровать их не последовательно, а одновременно с начала и с конца, как бы приближаясь к "сердцевине" повествования: 1 - "наскучив
обществом, направился самостоятельно путешествовать"; Предложенная работа над сюжетом рассказа приводит к весьма любопытным открытиям! Внимательные читатели-исследователи обнаруживают своеобразную перекличку эпизодов (1 и -1, 2 и -2, 3 и -3, 4 и -4), и в целом событийная выстроенность напоминает волновые колебания маятника. Сюжет тоже "качающийся"! Сюжет начинает представляться детям как органичная часть внутреннего мира произведения, а также и авторского, пока неведомого им, замысла. Мы входим в зону сюжетного смыслообразования, понимая сюжет уже как "художественно целенаправленный, упорядоченный ряд поступков персонажей и событий их жизни " (4). В чём же художественный смысл именно такой последовательности эпизодов? Переключаем внимание на центральный эпизод — "гвоздик маятника": "Вдруг, посмотрев в сторону скалы, я заметил человеческую тень, весьма длинную от восходящей луны. Тень эта, двигаясь неровными скачками, слилась с мрачной тенью скалы. Человека я не видел, его фигура терялась в переливчатой пестроте каменного хаоса, окружавшего нас". Какая картина видится воображению? Ночная, хаотичная, мрачная. Ключевые детали (утроенная "тень"), ряд эпитетов, пульсирующий характер движения, "переливчатая пестрота" игры тьмы и лунного света - столь свойственная Грину образная интенсивность создает мотив таинственности. Странствующий герой-рассказчик находится в центре этого событийно насыщенного мира, наблюдает его странности, то сам раскачивая скалу, то следя за действиями таинственного незнакомца. -- Затем анализируем другие "зеркальные" эпизоды, двигаясь как бы от центра этого текстового сюжетного "строения" к периферии, видим, что странности "объемлют" объяснение и географическое (2), и биографическое (-2) - т. е. человек (молчащий и беседующий) вписан в этот таинственный мир, жизнь его связана со странностями мира. И наконец, последняя пара: эпизод 1 — это повествование о путешествии по далекой стране (в которой, замечаем кстати, автор не бывал, это плод его фантазии) и эпизод —1 с финальной фразой "много есть странных вещей в горах" - акцентируют авторское обрамление сюжета и авторскую интенцию текста. "Во всяком сюжете, во всякой авантюре мы всегда обнаруживаем следы какой-нибудь организовавшей их ранее идеи, которая построила тело данного сюжета и оживила его как душа", - писал М. М. Бахтин (5). И совершенно логично продолжить анализ, поставив вопрос о жанре, чтобы увидеть, перефразируя высказывание Бахтина, что за "тело" (жанровое образование, модель) построила "идея". Ведь жанр выполняет функцию моделирования мира. Его смысловая нагрузка состоит в том, что "жанр — тип устойчивой структуры произведения, организующий все его элементы в целостную образную реальность, являющуюся носителем определенной эстетической концепции действительности" (6). Понять, какая же "образная модель мира" создана в этом маленьком рассказе Грина, означает определить его жанр. Надо заметить, что вопрос о жанре вовсе не обескураживает наших 6-классников, которые обучаются по "Инновационной технологии литературного образования" В. И. Тюпы, согласно которой на первом этапе (5-6-й класс) ученики деятельностно овладевают жанровыми аспектами произведения (подражание канону жанровой модели) как способом "вхождения" в мастерскую автора через "дверцу" жанра, так как становление жанрового мышления - один из начальных и необходимых компонентов читательской культуры. Позади у детей творческое овладение жанровыми формами поэзии и знакомство с тремя долитературными жанрами (сказание, притча и анекдот), являющимися своеобразным "корневищем" целого "куста" последующих жанровых форм, соответственно - сага, аполог, новелла. на верх страницы - к началу раздела - на главную |
||||||||
|
|||||||||