|
|||||||||
|
Современная
литературная критика: статьи, очерки, исследования Р. М. Ханинова Дабы придать убедительности доводу в пользу ничтожности объекта раздора, старик добавил, что уже сорвал мраморную голову полководца на площади. Когда вдохновлённый посрамлением соперника юный герой возвратился в город, то застал голову статуи там, где ей полагалось быть. В уморительных действиях Муттеркинда (влез на конную статую, облизал и обнюхал голову) - авторская сатира на магический контакт. Несчастному показалось, что "Ганс повернул голову и захохотал каменным смехом", а во сне привиделось, как всю ночь скакал над ним Ганс Пихгольц, "держа в руках оскалившую зубы голову" (1, т. 2, с. 113-114). В довершение ко всему юноша лишился внимания Амалии. Это - карнавальная контаминация "Всадника без головы" М. Рида и "Медного всадника" А. Пушкина. Следовательно, в концепте "статуя" в рассказах А. Грина 1910-1920 гг. можно, выделив ядро - основное значение слова как скульптурного изображения человеческой фигуры или животного в полный рост и более, увидеть во внутренней форме слова различные понятия, образы, ощущения, воспоминания и ассоциации через полисемическое поле (статуя = идол, изваяние, памятник, кумир, манекен). Актуальный слой концепта, апеллируя к читателю, транслирует семантику, символику, архетипы культурной памяти человека, включает интертекстуальный аспект. Игровому компоненту отводится не только сюжетообразующая и композиционная роль в структуре произведения, но и стилевая. Таким образом, скульптурная мифологема как индекс истории и культуры в малой прозе писателя, на наш взгляд, способствует выявлению философско-этических, социокультурных, психологических доминант в онтологической парадигме человеческого бытия. -- Примечания
на верх страницы - к началу раздела - на главную |
||||||||
|
|||||||||