|
|||||||||
|
Современная
литературная критика: статьи, очерки, исследования Р. М. Ханинова Писатель подчеркивает внешнее и внутреннее зрение: сторож видел в статуях кукол (пассивное начало), а скульптор - динамику в покое в пушкинском понимании (12, с. 168): "неподвижные существа из воска и глины, полные той странной, преображенной жизненности, какая отличает скульптуру" (1, т. 3, с. 397), достаточно вспомнить описание двух статуй главных претендентов. У Геннисона — говорящее название "Женщина, возводящая ребенка вверх по крутой тропе, с книгой в руках", у статуи Ледана, казалось, нетерпеливо вытянутый носок ноги отбивает такт мысленного расчета, производимого молодой женщиной, В то же время в рассказе "Канат" (1922) в мании величия героя-рассказчика знаменателен пятый пункт уморазмышлений: "...мне поставлен памятник, и памятник этот - я, и я - этот памятник. Чувство жизни не позволяет мне оставаться неподвижным на пьедестале, а чувство каменной статуйности заставляет ходить" (1, т. 3, с. 201). Статуя в рассказах "Гнев отца", "Жизнь Гнора", "Редкий фотографический аппарат", "Белый огонь" и "Победитель", в отличие от статуэтки в "Убийстве в Кунст-Фише" Грина или в "Венере Илльской" Мериме, выступает не в качестве субъекта действия, а в качестве его объекта. Воздействие статуи на человека может стать губительным или спасительным, равно как через прикосновение к ней или его отсутствия (намерение), и, наоборот, роль человека для статуи может быть губительна. С одной стороны, "само противопоставление непоколебимо существующей статуи и исчезающего человека материализуется в действии: статуя убивает человека" (12, с. 171), при этом доминантна магия зла. С другой стороны, рецепция Прекрасного, волшебство Искусства имеет преобразующую функцию в жизни человека в аспекте его самоусовершенствования. В отличие от пушкинской традиции (мужские статуи), у Грина - губительные статуи гендерного типа: женские ("Ленивая Матерь"), мужские (самурай). Гриновская статуя может иметь сакральный, эстетический, эротический статус. -- Наиболее опасные статуи у Грина репрезентируют азиатское, восточное содержание, а также могут преследовать провокативную цель. Например, в "Лабиринте" (1916) скульптурная группа из белого металла и чугуна (нагая женщина в горделивой позе на пустынном островке и коленопреклоненный перед нею негр на берегу) вызвала агрессию трех туземных племен, которые пускали стрелы в недоступную мишень: чугунное изображение негра выражало "фигурой и лицом смесь зверских инстинктов и вожделения" (1, т. 2, с. 465). Те же чувства определили бунт негров на корабле, когда они предъявили захваченной команде ультиматум в виде выдачи красивой белой женщины "которую музунгу Стерс прячет в своей каюте" (1, т. 3, с. 261) ("Бунт на корабле "Альцест", 1923). "Необычайное", по словам капитана Стерса, состояло в том, что речь шла о парикмахерском восковом манекене-бюсте, который капитан окрестил иронично Дульцинеей (интертекстуальная перекличка с героиней Сервантеса) и бросил в воду отплывшим на шлюпке дикарям. К удивлению моряков, те бросились её спасать как живую женщину. Ср. с безумным героем "Серого автомобиля" (1923), подозревающего в девушке сбежавший манекен и призывающего ее умереть, чтобы воскреснуть человеком (1, т. 3, с. 446). В том же "Сером автомобиле" на фронтоне казино Лерха, известного приютом всякому преступлению, "таинственно и печально" белела статуя Афины Паллады. Символика статуи, с одной стороны, напоминает о золотом дожде при рождении богини, с другой - о том, что ее изображение, т. н. палладий, упало с неба (Паллада), кроме того, в архаической мифологии она - губительница всего живого, а в классической мифологии - охранительница общественного порядка. Та же ирония граничит с пародией в рассказе А. Грина "Всадник без головы" (1913), с подзаголовком "Рукопись XVIII века". Рассказчик стал жертвой остроумного обмана Готлибмухена, который решая избавиться от свидетеля (юноша застал старика в лесу с награбленным имуществом), разыграл его по всем правилам. Зная о культе полководца Пихгольца, насмешник внушил ему, что пострадал в результате спора о величии кумира - оппонент выставил его, гостя, из своего дома со всем скарбом. на верх страницы - к началу раздела - на главную |
||||||||
|
|||||||||