Музей Грина
Музей Грина адрес

Гостевая книга музея Грина
Музей-корабль Александра Грина
Переезд А. Грина в Старый Крым
Музейная библиотека А. Грина
Полная биография жизни и творчества Александра Грина
Автобиография Александра Грина
Воспоминания о А. С. Грине

История создания музея Александра Грина в Феодосии
Выставки в музее Грина

Музеи Грина в других городах
Литературная критика творчества А. Грина

Библиография Александра Степановича Грина
Фильмы по творчеству Александра Грина

Ссылки на сайты музеев

Современная литературная критика: статьи, очерки, исследования
Александр Грин: современный научный контекст
к содержанию

Н. Н. Поздняков (Винница)
«Бывают странные сближения» В. Набоков и А. Грин
начало::продолжение::окончание

По сюжету восковая кукла - девушка Коррида тайно пребывает в мире живых людей. И эта «Мертвая Жизнь» враждебна человеку. Она не любит растения. Птиц, животных, так как является «послушным рабом вещей» [9]. Как тут не вспомнить эссе Набокова «Человек и вещи» (1928), где автор рассуждает на аналогичные темы: «Человек - подобие Божие, вещь — подобие человеческое. Человек, который делает вещь своим богом, уподобляется ей» [10].

Как видим, в рассуждениях Набокова и фантазиях А. Грина опять много общего.

Возвращаясь к «Приглашению на казнь» обратим внимание, в вывихнутом Зазеркалье «люди-вещи» создали целую империю миропорядка наоборот. Знаковые эпитеты «фарфоровый», «глазированный» м-сье Пьера-палача, «кукольный румянец» Марфиньки-жены главного героя, «устарелая система морщин» директора тюрьмы и т. п. — все это не только подчеркивает степень гротеска, пародии. Но и является показательным уровнем «куколизации» этих «людей-вещей» или «живых кукол», пребывающих сознательно в состоянии жизни-игры и узаконенной фальши. Иными словами, говоря аллегорией А. Блока, эти «живые мертвецы» добровольно приняли «причастие абсурда».

Чтобы вывести из «игры» восковую Корриду гриновский герой, мистическим образом собираясь поменять полюса «жизни» и «смерти», в кульминационный момент уговаривает девушку вместе с ним ринуться с обрыва вниз. «Вы видели лучезарный мир? - восклицает он. - Итак, бросимся туда, чтобы воскреснуть немедленно <...> истинная жизнь воспламенит только после уничтожения <...>» [11]. Как этот эпизод точно иллюстрирует понятие набоковской «потусторонности», которое «можно охарактеризовать как интуитивное прозрение трансцендентального бытия» [12].

Между прочим, нечто подобное происходит и с героем Набокова. Перестав участвовать в «комедии» казни, Цинцинат своим вопросом «зачем я тут?» меняет полюса логики «балаганного» мира абсурда. Мир таков, каким мы его делаем, достаточно пренебречь правилами игры «Зазеркалья», т. е. перейти в иное «измерение», и палачи обратятся в жалких пигмеев.

--

Их мир разрушается бунтом «свободного выбора» героя, после чего поднимается «винтовой вихрь» — символ возмездия, и вот уже кружит «пыль, тряпки, крашенные щепки, мелкие обломки позлащенного гипса...» и Цинцинат идет туда, где «стояли существа, подобные ему» [13], не принадлежащие миру «вещей». Весьма примечательно, что мотив «вихря» имеет место и в рассказе А. Грина «Загадка предвиденной смерти», обреченный Эбергаль чувствует перед смертью пробежавший «огненный вихрь» [14].

И еще несколько штрихов, роднящих в той или иной степени творчество Набокова и А. Грина. «Фантазия требуег строгости и логики», - говорил А. Грин и следовал этому правилу [15]. Набоков в своем строительстве текстов следовал этому же правилу, т. к., по его мнению, «<.. .> несомненно существует связь между литературным искусством и искусством сочинения шахматных задач» [15], а шахматы это, прежде всего, «строгость и логика».

На фразу Набокова: <«...> всегда при мне: литература. Язык и мое собственное русское детство» [17], Грин мог бы ответить: «Детское живет в человеке до седых волос» [18].

И последнее: «<...> когда сила искусства коснулась меня. То всю последующую жизнь я не изменял искусству, творчеству» [19], - говорил А. Грин. Под этими словами смог бы подписаться и Набоков. Потому что для него «искусство - это вечное чудо, чародей <...>» [20], которому он так же был верен до конца.

Примечания

1. Цит. по кн.: Ковский В. Е. Романтический мир Александра Грина.-М., 1969. -С. 102.
2. Набоков В. В.: Рго еt сопtrа. - СПб., 1997. - Т. 1. - С. 144.
3. Ковский В. Е. Мастер психологической прозы // Грин А. Психологические новеллы. -М, 1988.-С. 11.
4. Русское богагство. - 1910. - № 3. - С. 146.
5. Аверин Б. Набоков и набоковиана // Набоков В. В.: Рго еt сопtrа. - СПб., 1997.-Т. 1. - С. 858.
6. Губко Н. «... Я никогда не изменял искусству» // Грин А. С. Бегущая по волнам: Роман. Рассказы. - Л., 1980. - С. 9.
7. Грин А. С. Психологические новеллы. - М., 1988. - С. 293-294.
8. Набоков В. В. Собр. соч. в 4-х т. Т. 4. - М., 1988. - С. 146.
9. Грин А. С. Указ. соч. - С. 396.
10. Набоков В. Человек и вещи // Звезда. - 1999. - № 4. - С. 21.
11. Грин А. С. Указ. соч. - С. 411.
12. Александров В. Е. Набоков и потусторонность: метафизика, этика, эстетика. Пер. с англ. Н. А. Анастасьева. - СПб., 1999. - С. 9.
13. Набоков В. В. Собр. соч. в4-хт. Т. 4.-М, 1988.-С. 130.
14. Грин А. С. Указ. соч. - С. 180.
15. Грин Н. Н. Один день в Феодосии // Крымский архив. -1994. - № 1. - С. 53.
16. Беседа Владимира Набокова с Пьером Домергом // Звезда. - 1996. - №11.-С. 60.
17. Два интервью из сб. Strong opinion // Набоков В. В.: Рго еt сопtrа. - СПб., 1997.-Т. 1.-С. 139.
18. Цит. по: Варламова Л. М. Дом-музей А. С. Грина. - Симферополь, 1986. -С. 38.
19. Там же.
20. Набоков В. Смех и мечты // Звезда. - 1996. - № 11. 42.

на верх страницы - к началу раздела - на главную


 
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования
 
 

© 2011-2020 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)