|
|||||||||
|
Современная
литературная критика: статьи,
очерки, исследования Дорошкевич В. А.
(Киев) Большевистская система не добилась от писателя произведений с нужным ей качеством и мстила ему за это настоящим голодом. Этот голод подкосил некрепкое здоровье А. Грина и сделал жизнь его невыносимой. Эти обстоятельства жизни А. Грина вносят уточнение в слова К. Паустовского, ставшие общепринятыми: "Грина старая Россия наградила жестоко. Она отняла у него еще с детских лет любовь к действительности — окружающее было страшным, жизнь - невыносимой. Сильные волей уходили в борьбу, слабые — в область выдумки, заменявшей им подлинную жизнь. В этом был их протест против тогдашнего "российского существования", их отвращение - к нему. Грин пошел по второму пути. Жизнь била его смертным боем. Она была похожа на дикий самосуд" (Паустовский К. Александр Грин... - С. 411). Диктатура пролетариата также устроила настоящий дикий самосуд над писателем, ускорив тем самым его смерть. Об этом писала Н. Н. Грин 28 августа 1931 года В. П. Калицкой, первой жене писателя: "У нас дома начался настоящий голод... Саша, с трудом став на дорогу, поехал в Москву, где немного раздобыл денег, но вернулся с остро вспыхнувшим туберкулёзом на почве недоедания" (Цит. по: Ковский В. Е. Реалисты и романтики... — С. 242). 11 апреля 1932 года А. Грин, длительное время хлопотавший о пенсии, писал во Всероссийский союз советских писателей: "...я мучаюсь желанием узнать, что происходит с пенсией. Об этом, будьте добры, — известите поскорее, нужда стала пыткой" (Цит. по: Воспоминания об Александре Грине... - С. 564). А. Грин не дождался пенсии за свою 25-летнюю писательскую деятельность, 8 июля 1932 года писателя не стало. Эпоха большевизма в России и писатель А. Грин разошлись. Размышляя о судьбе своего творчества в будущем в России, он спрашивал:: "Когда же сойдутся пути эпохи и мой? Должно быть, уже без меня" (Цит. по: Михайлова Л. Александр Грин. — М., 1980. - С. 206). Ответ мы находим в творчестве А. Грина. Эпоха и Грин сойдутся тогда, когда люди поймут, что их поступками руководят не только вещи, и даже - не столько вещи, пусть самые красивые, сколько чистое воображение (независимое от "социального заказа"), проявление которого с большой художественной силой описал писатель. -- Примечания 1. Это, очевидно, дало повод некоторым исследователям окрестить А. Грина странным писателем. (Грин - "странный писатель оптимистической выдумки и выдуманного оптимизма" (Левидов М. Героическое...); "Сказочник странный" (Вихров В. С. В поисках героя. На темы литературные и театральные. - Симферополь, 1971. - С. 117), вероятно, выражая этим словом некоторую растерянность при встрече с его творчеством. Между тем, толкование явления, означенного данным словом, можно найти в записных книжках А. Грина, где писатель записал "Краткое содержание романа "Недотрога", а именно, в характеристике Хариты Ферроль, молодой девушки, героине романа, названной им "недотрогой", А. Грин раскрывает смысл этого понятия: "Она живет в своем мире душевной ясной игры, отделенная незримой стеной от "как надо", "так полагается", "так делают все". ( Грин А. С. Недотрога // Тридцать дней. - 1935. - № 3. - С. 17). Такой незримой стеной был отделен внутренний мир А. Грина от окружающей действительности. В подобном отделении от действительности и заключается т.н. странность писателя А. Грина. Раскрыть его творческую природу - в этом задача исследователя. 2. В. Брюсов назвал рассказ "Трагедия плоскогорья Суан" из жизни этой страны в письме к П. Струве, написанном 13 марта 1911 года, "вещью красивой, но слишком "экзотической" (Цит. по: Литературный архив. Материалы по история литературы общественного движения. - М. - Л., - 1960. - Т. 5, - С. 336). Заметим, что страна А. Грина - страна не более экзотичная, чем Инония у С. Есенина, Киммерия у М. Волошина, лесное озеро в "Лесной песни" Леси Украинки, Зазеркалье у Льюиса Кэрролла, "Ад", "Чистилище","Рай" как неведомые страны в "Божественной Комедии" Данте, и, наконец, Царство Божие в Новом Завете. Можно не сомневаться, что образ Царства Божьего послужил примером в создании страны А, Грина, поскольку он был верующим. Когда писатель Ю. Домбровский обратился к А. Грину с просьбой дать рассказ для антирелигиозною сборника, писатель сказал: "Вот что, молодой человек, - я верю в Бога" (Цит. по: Воспоминания об Александре Грине... -С. 556). Очевидно, не случайны строчки А. Грина: "Я жил в стране
вымысла всех времени народов. 3. Произведение "Рассказ Бирка" представляется важным потому, что устами Бирка писатель точно описал картину дуализма художественного мышления, открытого им. Поэтому неправ В. Конский, характеризующий Бирка как интеллектуала, холодно, ищущего "приключений в сфере психологических экспериментов" (Конский В. Реалисты и романтики. - М. - 1990. - С. 252). 4. Заметим, что и страна А. Грина не должна иметь имени. Ее надо молча принимать, как мы, сопротивляясь, вынуждены принимать существование умопостигаемого мира, где звучат голоса, лишенные звука. (А. Грин писал в очерке "Пешком на революцию", что он прислушивался к "внутреннему голосу, редко обманывающему меня" (Грин А. С. "Джеси и Моргиана. - Л., - 1966. - С. 134)). В этой связи представляется неправомерным принятое повсеместно название мира писателя "Гринландия", введенное в литературный обиход К. Зелинским в статье "Грин" (Красная новь.- 1934. - кн. 4. - С. 200). Мир писателя должен оставаться без имени и именоваться просто: страна А. Грина, как называется мир Платона - "Символ пещеры" Платона. 5. Обретая в своей душе неведомую страну, А. Грин хотел уяснить, себе - "чего же он хочет, и чего не хочет, и где же радость?", как хотел уяснить себе герой рассказа "Тайна леса" (1910) (2, 323). 6. Интерпретацию странности писателя А. Грина мы дали на стр. 1. на верх страницы - к началу раздела - на главную |
||||||||
|
|||||||||