|
|||||||||
|
Современная
литературная критика: статьи,
очерки, исследования Ольга Максимова
(Сыктывкар)
Например, в рассказах «Остров Рено», «Пропавшее солнце», «Табу» и др. мы встречаемся с весьма характерной творческой чертой А. Грина: чувственное познание мира воплощается в слиянии и смешении разных образов и ощущений человека - «слышать запах», «видеть свет мелодии» и т. д. Заметим, что такое понимание мира (смешение чувственных восприятий) свойственно и символистам. Постигнув тайны природы, человек в творчестве А. Грина превращается в богочеловека - человека-творца. В рассказе «Создание Аспера» писатель утверждает: «...высшее назначение человека - творчество» [1,т.6,с.ЗОО]. В данном случае мы также встречаемся с влиянием философии лимитизма К. Жакова, который говорит: «Рождение имеет ступени и умирание имеет ступени. Первое рождение - физиологическое. Второе рождение - выявление ощущений и представлений. Третье рождение - выявление ума, потом прекрасного, потом нравственного, а затем первопотенциального. Когда это случается человек становится Богочеловеком» [2,75]. Таким образом, человек, познавая истину мироздания, таящуюся в потенциальном виде в его душе, обретает власть над миром. При этом важно подчеркнуть, такой человек всегда применяет свои знания во благо. В. Ковский пишет: «Несмотря на целый ряд произведений, наделяющих человека божественной силой, выше которой уже ничего нет, Грин нигде так не замахивался на мироздание, как в «Блистающем мире» [3,88]. Главный герой романа - Друд достиг наивысшей ступени человеческого развития, как отмечает В.Ковский, «Друд - богоподобный человек» [3,76]. Говоря словами К.Жакова, в богоподобных героях А. Грина, как Друд, Фрези и др., проявилась потенциальная душа. При этом важно подчеркнуть, что именно такие гриновские герои являются творцами. Только героям-творцам доступны законы, дающие возможность понять основы мировой гармонии, то есть раскрыть тайны бытия. -- Философия К. Жакова укрепила этико-эстетические позиции писателя. В рассказе А. Грина «Искатель приключений» определяется основная тема искусства - красота [1,т.3,с.236]. Для того чтобы раскрыть суть данного положения, необходимо обратиться к основным понятиям этико-эстетической системы писателя. Так, в рассказе «Жизнь Гнора» главный герой Гнор признается своей возлюбленной Кармен: «Есть три мира... мир красивый, прекрасный и прелестный. Красивый мир - это земля, прекрасный - искусство. Прелестный мир - это вы» [1,т.1,с.457]. Исходя из этого, понятие «красота» символизирует собой гармоничный мир природы, который представляется писателю первоосновой для мира искусства. В свою очередь, искусство способствует процветанию «прелестного мира», то есть мира, рожденного любовью. В положениях лимитизма, отмеченных выше, говорилось о том, что эстетическое и добро - грани мира. Искусство, как отражение этих граней, является связующим звеном (точнее одним из этапов на пути к Первопотенциальному) между мирозданием и человеком, следовательно, оно воплощает в себе фундаментальные законы природы. В. В. Харчев отмечает, что, начиная с 1915 года, «концепция прекрасного приобретает у Грина пессимистическую трактовку... Изображая прекрасное, искусство заставляет человека страдать от несовершенства, которое извечно и неискоренимо; прекрасное не может быть предметом искусства, так как оно ложь. Ложь ведет к злу. Искусство, таким образом, не может познать мир. Жизнь - загадочна, и не разгадывать, а показывать эту загадочность должно искусство» [5,92]. Действительно, не всегда, по мнению А. Грина, высокое искусство мжмадает с реальностью («Дорога никуда»), но в рассказе «Черный алмаз» (1916) писатель оптимистично утверждает: «Искусство-творчество никогда не принесет зла. Оно не может казнить. Оно является идеальным выражением всякой свободы» [1,т. 4, с. 425]. На наш взгляд, следует говорить об искусстве в творчестве А. Грина не как к лжи, ведущей к злу, а как об индикаторе человеческой души: при соприкосновении с искусством человеческая душа не способна больше утаивать маскирующееся в ней зло («Искатель приключений», «Трагедия плоскогорья Суан»). Искусство, по мнению А. Грина, ориентируя на идеал, лишь выявляет несовершенства человеческой природы и наклонности человеческой души, в то время как выбор между добром и злом всегда остается за человеком. Вполне вероятно, что на усиление этико-эстетической системы А. Грина повлияла философия лимитизма со своим жизнеутверждающим пафосом. Таким образом, вышеизложенные факты подтверждают, что, во-первых, для А. Грина лимитизм, предполагающий рассмотрение мира и человека с точки зрения синтеза науки, философии и религии, стал одним из средств осмысления мира. Во-вторых, пессимистическая трактовка искусства была пересмотрена А. Грином под влиянием лимитизма, с его утверждающим пафосом. Человечество должно стремиться к наивысшей ступени своего развития - к богочеловечеству, т. е. превратиться в человека-творца. В-третьих, лимитизм повлиял на натурфилософские взгляды А. Грина, в понимании которого природа является средством философской интерпретации мира. В творчестве писателя гармония мира и гармония искусства взаимосвязаны, так как, по мнению писателя, это явления одного порядка. Литература 1. Грин А. С. Собр.
соч.: В 6 т./Под общ. ред. В. Россельса. М.: Правда, 1980. на верх страницы - к началу раздела - на главную |
||||||||
|
|||||||||