|
|||||||||
|
Современная
литературная критика: статьи,
очерки, исследования Сергей Алимов
(Запорожье) Внутренний мир человека - это хранилище его знаний. Но как важно осознавать границу между тем, что видишь и тем, что знаешь. Об этом также размышлял М. Волошин: «Я раньше думал, что надо рисовать только то, что видишь. Теперь я думаю, что нужно рисовать то, что знаешь. Но раньше все-таки необходимо научиться видеть и отделять видение от знания» [9, с. 168]. Границу между видимым (реальным) миром и внутренним миром человека он пытался объяснить, анализируя творчество французского писателя Анри де Ренье: «Под каждым образом реального мира для него таится символ, но не выявленный. Его стиль хочется сравнить с текучей водой, на поверхности которой ярко отражаются облака, деревья и синее небо, между тем как из глубины сквозят камни и травы, растущие на дне, и глаз воспринимает и образ внешнего мира, и образ мира внутреннего одновременно и в то же время не смешивает их никогда в одно зрительное впечатление» [6, с. 92].
Образы из внутреннего мира могут накладываться на реалии окружающего нас внешнего мира подобно тому, как для смотрящего в (умеренное время сквозь оконное стекло, отражение происходящего и комнате будет проецироваться на предметы, находящиеся за окном. И такие совмещения могут быть весьма причудливыми. Мир Волошина - пустынная безлюдная Киммерийская земля. На аккарели, подаренной своей жене, он надписал: Не в свитках бурь, не
в крутизнах обрывов - -- Мир Грина - это мир шумных городов, смелых и веселых людей и ярких праздников. У Волошина путь к пониманию своих внутренних иидсний построен на цепочке логических рассуждений. Грин к при-шапию права людей на свободу творчества пришел витиеватым путем через приключения героев своего романа. Почему они выбрали такие нуги? Это их тайна. Которая, только частично, может быль приоткрыта внимательному читателю. К.Паустовский объяснял мир Грина тем, что «у него с детских лет была отнята любовь к действительности». По воспоминаниям Нины Николаевны Грин и Марии Степановны Волошиной, между их мужьями не было особой близости. Может быть, это только женский взгляд: очень субъективный, очень ревнивый. Миры Грина и Волошина, как будто нигде не соприкасаются. Но они и не противоречат друг другу. Это разные, дополняющие друг друга грани нашего единого огромного реального мира. Они вселяют надежду каждому создать и свой мир и понять его. Хочется воскликнуть: Вы правы, Томас Гарвей, которому образ девушки Бегущей по волнам помог выжить в океане! Вы счастливы, истретив Дэзи, которая приняла и поняла ваш мир! Вы правы, Александр Грин! Вы правы, Максимилиан Волошин! Вы должны быть счастливы, Александр Грин! Вы должны быть (частливы Максимилиан Волошин! Потому, что в Феодосии и Кок-гсбсле собираются люди, которые Вас понимают. Вот те мысли, к которым привела меня необычная картина, увиденная однажды утром в Тихой бухте Коктебеля. Литература:
на верх страницы - к началу раздела - на главную |
||||||||
|
|||||||||