|
|||||||||
|
Современная
литературная критика: статьи,
очерки, исследования Людмила Варламова
(Феодосия) Эпистолярное наследие писателя имеет неоценимое значение для всех, кто занимается изучением феномена творческой личности: литературоведов, критиков, музейных сотрудников. Письма дополняют рядом живых подробностей наши представления о писателе как участнике современного ему литературного процесса. Переписка, не предназначенная для печати, как бы изнутри приоткрывает и поясняет направление и ход развития литературно-эстетической мысли автора. Письма писателей - это не всегда литература, но всегда есть связь между ними и писательскими задачами.
-- Письма Александра Грина - это неотъемлемая часть его творчества, но не достаточно известная, и, позволю себе заметить, практически не изученная. Наиболее значительная публикация текстов гриновских писем представлена в книге «Воспоминания об Александре Грине» под редакцией В.Сандлера, остальное (немногое) рассыпано по журнально-газетным публикациям. Мне и моей коллеге Н. В. Яловой удалось по разным источникам разыскать и сверить тексты значительной части эпистолярного наследия Грина, благодаря чему музей на сегодняшний день располагает текстами 170 писем писателя, правда, некоторая их часть имеется в сокращенном виде. Всего же нам известно о существовании 278 гриновских писем, рассредоточенных по архивам бывшего СНГ. Основное местонахождение писем Грина - РГАЛИ, остальные (небольшая часть) размещены в архивах и библиотеках Москвы и Петербурга. Наш музей обладает 10 автографами писем Грина к первой жене В. П. Калицкой, которые были опубликованы в альманахе «Крымский альбом» в 1998 г. Это до обидного мало, но мы не теряем надежды на новые поступления. Значение гриновского эпистолярного наследия трудно переоценить. Знакомство с гриновскими письмами дает возможность приоткрыть дверь в его творческую лабораторию. Многое в них близко принципам его творчества: поэтичность, образность, афористичность. Письма Грина - это и литературный факт, и бытовая и автобиографическая информация, они ярко воссоздают его характер, его интересы, его общественные и личные отношения. В них размышления о творчестве и самохарактеристики, разговор о конфронтации с жестокой действительностью и признания в любви. Письма Грина - сильнейшее обвинение против жестокого режима, не умевшего и не давшего писателю возможность свободы творчества, свободы не в политическом смысле, а свободы творить в соответствии со своей творческой манерой и мироощущением. Политических рассуждений в этих письмах нет, и это, видимо, объясняется полным осознанием Грином реальной опасности конфронтации с властью, как нет и упоминаний о многих крупнейших исторических фактах. Но зато многие частности и мелочи литературной повседневности являются здесь в надлежащем освещении. Из писем Грина можно составить яркое впечатление о писателе как о личности. В них достаточно выразительно и зримо вырисовывается образ самого писателя. Весь тон писем выявляет и раскрывает перед нами самые сокровенные стороны его души и ума. Тематические и стилистические изменения в письмах Грина соотнесены со временем их написания и с адресатами. Ранние письма Грина написаны в легком, открытом тоне. Конечно, и среди поздних писем встречаются шутливые и благодушные, хотя гораздо реже. Первое выявленное письмо Грина, адресованное адвокату А. С. Зарудному, написано в 1906 г. и содержит информацию о рассказе «Заслуга рядового Пантелеева»: «Проездом в Москве я жил дней 10 и написал там за это время рассказ из солдатской жизни, который и продал очень быстро в «книгоизд<ательство> Мягкова». Последнее, которое Грин написал за три месяца до смерти, адресовано чиновнице из Союза писателей Н.С.Хведчень-Григорович, содержит просьбу о помощи: «Я получил Ваше письмо о предполагаемом помещении меня в санаторий. От лежания в санатории я отказывался зимой, отказываюсь и теперь, — по следующим причинам: мне нужен совершенный покой, который я могу иметь только дома, и такой пристальный внимательный уход, каким пользоваться можно только у себя дома. Это у меня есть. Нет только надлежащего и регулярного питания, какой представляет санаторный пансион. <...> Но особливо и главнейшее: я мучаюсь желанием узнать, что происходит с пенсией. Об этом, будьте добры, - известите поскорее; нужда стала пыткой». Между ними - жизнь художника, наполненная любовью и страданием, радостью и болью, жестокой нуждой и короткими периодами материального благополучия. Среди адресатов Грина наиболее обширную группу составляют собратья по перу: М. Горький, А. Куприн, В. Брюсов, М. Волошин, Д. Шепеленко, Г. Шенгели, И. Новиков и др. Далее идут издатели, работники редакций, критики, среди которых - В. С. Миролюбов, Н. В. Корецкий, С. А. Венгеров, А. Г. Горнфельд, Б. В. Лунин, П. Н. Медведев, Е. Н. Никитина. Особняком стоят письма адвокату Н. В. Крутикову, на которых я остановлюсь подробнее ниже. И, наконец, письма знакомым и родственникам, среди которых наибольшую часть составляют письма Н. Н. Грин, затем - 11 писем В. П. Калицкой, 2 — сестре А. С. Лапиной, 5 писем теще О. А. Мироновой, 2 - М. С. Алонкиной, секретарю Дома искусств, 3 письма художнику И. С. Куликову, и всего 3 письма Грина читателям, хотя можно предположить, что на самом деле их было гораздо больше. на верх страницы - к началу раздела - на главную |
||||||||
|
|||||||||