13 ноября 2019 года

В Феодосийском литературно-мемориальном музее Александа Грина 3 ноября, в рамках акции «Ночь искусств», открылась выставка «Сокровища бабуш­киного сундука». Коллекции Ирины Кузнецовой.

   Ирина Евгеньевна Кузнецова родилась в 1969 году в Туле. Еще во время учебы в детской художественной школе увле­клась изучением истории народной игрушки, в частности, – тульской. У любознательный девочки возникло множество вопросов. Когда появилась народная игрушка? Почему? Какие у неё существуют каноны, традиции? На все вопросы не терпе­лось найти ответы.

    В художественно-педагогическом музее игрушки Академии педагогических наук России Сергиева Посада хранится немногочисленная коллекция тульской игрушки. Около сорока экземпляров 80-х годов XIX века есть в Русском музее. Известно, что некоторое количество игрушек находится в частных коллекциях. Первое упоминание об этих игрушках относится к 1912-му году. Но распространены они были задолго до начала XX века, о чем свидетельствуют находки археологов. Промысел, возникший в слободе Большие Гончары, просу­ществовал до революции. Гончарная артель действовала до 1930-х гг. Затем это уникальное мастерство было забыто.

   По окончании отделения скульптуры Орловского художественного училища, Ирина Евгеньевна продол­жала глубоко и планомерно изучать утраченный промысел. Тульская городская игрушка не отличается многообразием сюжетов: барыни с зонтиками, в модных платьях с оборками, бравые кавалеры, монахи и монашенки, няньки с малышами. Тульские гончары лепили горожан. В основном, ˗ представителей высшего общества. Изображали их с некоторой долей иронии.

   Технология изготовления тульской игрушки не так уж проста. Все детали лепятся отдельно: юбочка с туловом, затем формируется головка с шеей и вставляется в приготовленное в верхней части туловища отверстие, места стыковки замазываются, потом примазываются заранее приготовленные руки. Костюмы украшались оборками и рюшами. Отдельно лепили зонтик, а затем при помощи проволоки, которая прокалывала верхнюю часть туловища, крепили к фигурке. Создавалось впечатление, что барыня держит зонтик рукой, согнутой в локте. Существует гипотеза, что фигуры делали несколько мастеров. Возможно, юбки колоколами лепили мужчины. Голову, руки, мелкие детали и сборку выполняли женщины. Готовая фигурка должна тщательно высохнуть. Обычно на это уходит около двух недель, иначе кукла может взорваться в муфельной печи. Обжигают игрушку в течение пяти-шести часов при температуре 950–1000 градусов. Затем ее можно забеливать и раскрашивать темперными красками. Тульские мастера часто использовали пастельные тона, что соответствовало тогдашней моде. Тульские фигурки вытянуты, у них маленькие головки, широкие и высокие юбки-колоколы. Такие пропорции придают им изящество и легкость. Это куклы, которые сейчас мы называем «интерьерными». Они предназначались для украшения. Произведения, дошедшие до наших дней, дают наглядное представление о нарядах 1880-х годов. Удивительная элегантность завораживает своими фасонами и декором. Тульская городская игрушка — художественно утонченное искусство, вобравшее в себя городскую культуру.

   Прошло почти столетие. Но интерес к игрушечной традиции не угас. Сначала Ирина Кузнецова, а потом и другие мастера занялись восстановлением и развитием этого ремесла на современном этапе.

   Работы И.Е. Кузнецовой кажутся более рукотворными, менее заглаженными, они близки к историческим прототипам. Большая коллекция работ мастерицы была приобретена музеем игрушки в 1990 г. Досконально изучив историю игрушечной традиции Тулы, в своих работах она смогла возродить этот забытый промысел. В 1990 году Ирина Кузнецова была удостоена звания Народного мастера России. В ходе этих исторических изысканий складывалась коллекция кукол конца XIX – начала XX веков известнейших немецких фабрик: Хертвиг, Кёстнер, Хойбон, Арманд Марсель. Игрушки попадают к Ирине Евгеньевне в абсолютно разбитом состоянии. Она их реставрирует, и это даёт возможность изучить кукольное мастерство как бы «изнутри».

   До XIX века игрушки были из папье-маше, глины, воска и дерева. Хотя фарфор изобрели в XVII столетии, в Германии кукол из фарфора начали делать в ХIX веке. Модели для лиц лепили профессиональные художники, как правило – с натуры. Затем наемные рабочие собирали кукол, шили им одежду. Потом игрушки отправляли за границу. Так немецкие куклы попали в Россию.

   До XIX века куклы выполняли роль манекенов и успешно рекламировали последние веяния моды своего времени. Такие куклы называются Пандоры. Куклы-манекены целиком шарнирные. Тело делали из папье-маше или дерева, голову - из фарфора. Наряды для Пандоры шили очень тщательно, чтоб богатые дамы могли внимательно рассмотреть детали отделки, а портные, увеличив выкройку, воссоздать новое платье. В XIX веке появились глянцевые журналы мод, а куклы, утратившие свою роль в мире моды, перешли в детскую.

   Сначала куклы были глазурованные, в конце 1860-х годов появился бисквит – неглазурованный фарфор. Добавлять в него красители для придания натуральности цвету лица научились не сразу. Так появились куклы, которые в переводе с немецкого называются «замороженная Шарлотта». Есть немецкая сказка про девочку-модницу. Мама нарядила ее в красивое платье, и девочка решила пойти похвастаться всем. Не послушала она родителей, пошла зимой через лес в платьице и туфельках в соседнюю деревню, и замерзла.

   Один из известнейших кукольных фабрикантов – Арманд Марсель – выходец из семьи обрусевших немцев. Его предки приехали в Россию в петровскую эпоху. Отец служил придворным архитектором Николая I. После смерти императора семья Марселей решила вернуться в Германию. В 1884 Арманд Марсель купил игрушеч­ную фабрику в Тюрингии, а вскоре еще и небольшой фарфоровый завод, который переоборудовал для изготовления кукольных голов. Производство год от года расширялось: от своих представителей в зарубежных филиалах фабрикант получал подробную информацию о веяниях кукольной моды в той или иной стране и быстро реагировал на изменения. Арманд Марсель всегда дорожил своей связью с Россией. Он активно заключал договоры с русскими торговцами, был поставщиком русского царского двора. В 1925 году его производство закрылось. В конце XIX века изобрели целлулоид. Кукол стало можно купать или забыть на улице под дождем.

   Тем временем в России простой народ продолжал делать глиняные игрушки. В одной из витрин в первом зале представлены народные игрушки из коллекции Ирины Куликовой: абашевская игрушка (Пенза), каргопольская игрушка (Архангельск), хлудневская игрушка (Калуга), романовская игрушка (Липецк), дымковская игрушка (Вятка).

   Атмосферу праздника во время торжественного открытия выставки создали педагоги и учащиеся детской музыкальной школы № 2 города Феодосии Дубенская О.А., Полеванова Е.А., Маркова Е.В., Павленко С.Ю., Калинина С.И., Власова А.С., а так же Алексей Панченко, Артем Болдырев, Алина Мамбетова и Ульяна Красняк.

Светлана Титова  
главный хранитель фондов музея А.С.Грина

HotLog