2 октября 2019 года

Афиша выставки

    Как это важно – найти в искусстве свой путь. Никого не перепевая, никому не подражая, не копируя слепо натуру.

    Известному феодосийскому художнику Сергею Онищенко это сделать удалось. С помощью искусства он создал свой мир, свою реальность, свой город – до боли знакомый и родной, и одновременно таинственный и непостижимый. Заимствуя сюжеты из реальной жизни, он воссоздал вторую реальность, которая порой затмевает первую. В каждом его творении сквозит щемящая, пронзительная любовь к этим местам, знакомым с детства. Вглядываясь в его работы, мы невольно погружаемся в этот мир. Бродим по узким улочкам, любуемся тихими храмами, восторгаемся невероятной мощью моря, омывающего берега Богом данной. Художник слышит «биение сердца» старого города, чувствует пульсацию в повторах очертаний гор, в ритме накатывающих волн. Он передает торжественно-спокойное состояние природы. Волны плещутся как сотни, тысячи лет назад. ..

   Главных тем в творчестве Сергея Онищенко две: создание образа Феодосии с ее многовековой историей, древней культурой и киммерийский пейзаж. Темы не новы. К ним обращались художники разных поколений, разных живописных школ. Пейзажи Крыма служили источником вдохновения для многих живописцев. Наверное, ни один из побывавших здесь художников не остался равнодушным к своеобразной красоте «земли полуденной», каждый сумел увидеть здесь нечто свое, нашедшее отклик в душе, но далеко не каждый смог подняться над простым натуралистическим изображением видимого.

   Толчком к работе над пейзажем, в частности, городским, стали для Сергея Онищенко работы киевского художника и архитектора Химича. Это был 1981 год. Были созданы первые гуаши – «Придавленные зноем» и «Полная луна». Это было начало.

    Потом под влиянием прибалтийских живописцев художник пробовал свои силы в технике пастели. Работы имели успех и экспонировались на республиканской выставке.

    В произведениях Сергея Онищенко всё работает на создание образа. Этот образ художник может продумывать месяцами, а потом создает композицию очень быстро. Он тонко чувствует натуру, извечную игру света и тени. Делает акценты на четкости форм, выразительности силуэта, гармонии цветовых пятен, декоративности. Иногда в свои пейзажи вводит редкие пятна фигур прохожих, иногда – животных. Его работы узнаваемы вплоть до малейших деталей. Только у него мы увидим такие облака, такие деревья. В целом, изображаемые сюжеты не теряют цельности и гармонии, не утрачивают своей сути.

    В пастелях художника ярко выражено романтическое начало: эффектное освещение, мерцание воды, некая экзотическая таинственность. Эти работы наводят на размышления о величии трех стихий: Воды, Земли и Воздуха, о могущественных силах Природы, веками формирующих рельеф этих мест.

    Важное средство выразительности в пастелях и гуашах живописца – колорит. В каждой работе он ищет свой колористический строй. Используя возможности цвета, художник добивается гармонии и совершенства. Его палитра является результатом варьирования основного цвета и его оттенков. Цвет становится средством сугубо личностного восприятия, он становится самодостаточным.

    При создании графических работ основной задачей художника было запечатлеть и увековечить образ Старого города, его величественную красоту. Ведь город не вечен, древние стены подвержены разрушению.

    В этих произведениях архитектура образует органичное единство с природой. В плавном ритме контурных линий, в текучести форм автор дает возможность зрителю почувствовать красоту и неповторимость старого города. Эти работы более реалистичны, чем пастели, так как художник старается сберечь и передать всё очарование здешних мест. И как бы ни менялись техники и способы выражения творческого мира художника, он остается верен главной теме – теме своего города, его истории, теме древней Киммерии.

Светлана Явисенко, искусствовед      

Некоторые работы Сергея Онищенко
HotLog