«Прочтите жизнь на кончике пуантов…»
        #музеиfeo
      
В музее Грина открылась выставка, посвященная Году балета в России.
для слабовидящих    & & &              
Афиша выставки
    1 декабря в музее Грина состоялось торжественное открытие выставки «Души призывный звук», темой которой стало искусство балетного танца. Русский балет известен во всём мире и заслуженно считается лучшим. И хотя возникновению этого феномена мы обязаны, прежде всего, итальянцам и французам, во многих странах искренне думают, что именно Россия – родина этого искусства. Поводом посвятить год этому виду искусства стал 200-летний юбилей со дня рождения Мариуса Петипа, выдающегося балетмейстера и педагога XIX века, руководителя петербургской балетной труппы в 1869 – 1903 годах, создателя классического репертуара. Нынешний год наполнен самыми яркими хореографическими постановками, премьерами, фестивалями, конкурсами и гастрольными мероприятиями, чтобы все желающие могли приобщиться к прекрасному, и чтобы вновь приковать внимание к русской балетной школе.
    Мы решили не оставаться в стороне. В фондах нашего музея ждали своего часа интереснейшие материалы, и Год балета стал прекрасным поводом продемонстрировать их широкой публике. А чтобы получилась полноценная выставка, обратились к феодосийским художникам с предложением поучаствовать. У кого-то нашлись работы на эту тему, а кто-то проникся идеей и создал произведение специально для выставки.
    В первом из двух «малых» выставочных залов мы представили наши фондовые сокровища. Во-первых – это фотографии и афиши первых постановок балета «Алые паруса», который, как это ни удивительно, впервые был поставлен в военное время, в 1942 году, в городе Куйбышеве (бывшая и настоящая Самара), куда в то время была эвакуирована основная часть труппы Большого театра. Накануне празднования Дня Великой Победы мы проводили встречу, во время которой рассказали об этом событии, и продемонстрировали часть материалов. Историю первого «гриновского» балета мы поведали и читателям «Победы» (№ 57 от 7 июня). Тогда же пообещали организовать и выставку.
    Посетители могут познакомится с фотографиями и автографами известных артистов балета – первых исполнителей главных партий. Здесь – трогательная дарственная надпись легендарной Ольги Лепешинской на книге, подаренной музею артисткой, где она обращается к сотрудникам музея с просьбой разрешить ей носить имя «Гриновский человек», а также – настоящая святыня – кораблик, с которым она танцевала Ассоль! Автограф и воспоминания прославленного солиста и балетмейстера Большого театра Асафа Мессерера, написанные в 1984 году специально для музея Грина – о том, как в трудное военное время создавалась зримая феерия по светлой повести Грина, призванная поднять боевой дух и веру людей в победу. Еще один автограф сделан женой автора балета «Алые паруса» – композитора Владимира Юровского.
    Среди представленных афиш особенно интересна афиша литературно-музыкальной композиции, поставленной в Москве в 1944 году, на основе музыкальной темы того же балета Юровского. Как следует из этого документа, композитор являлся исполнителем партии фортепиано, а вступительное слово к действу произносил писатель Константин Паустовский, большой почитатель и активный популяризатор творчества Грина (с текстом можно ознакомится в экспозиции выставки). Можно также видеть эскиз к декорациям, которые создал замечательный советский живописец, график, сценограф и театральный художник Пётр Вильямс.
    Балет, поставленный в таких трудных условиях, получился удивительно красивым – свидетельствуют статьи в газетах того времени. Одна из них написана Дмитрием Шостаковичем, который присутствовал на премьере – композитор дал балету высокую оценку.
    Все эти документы оказались в фондах благодаря стараниям сотрудников музея Ларисы Ковтун и Аллы Ненада, которые в свое время встречались с артистами и создателями балета. Имя Грина открывало двери и сердца.
    Вниманию посетителей также представлены фотографии балета, поставленного в 1984 году Московским детским музыкальным театром, а также множество книг об истории балета и знаменитых артистах.
    Экспозицию второго зала составляет творчество феодосийских художников на тему танца в его высшей форме. Среди работ – живопись, графика, скульптура малых форм, авторские куклы и произведения ювелирного искусства. В том числе – несколько работ учащихся феодосийских художественных школ.
    Нежные, воздушные танцовщицы – в пачках, «шопенках», а то и в неких фантастических одеяниях – парят, «как пух от уст Эола». Кружатся пары. Сражаются танцоры-воины. Замерли, задумавшись о чем-то неземном, юные балерины...
Дышать и жить.
Дышите, балерина,
пусть лучше зритель задохнётся счастьем,
следя за облаками кринолина,
целующими тонкие запястья.
Не плачьте -
мир смеётся унисоном,
рождаясь в ослепительном сюжете,
где даже монотонный вальс Бостона
обязан завертеться в пируэте.
Прочтите жизнь на кончике пуантов:
на краткий миг она остановилась,
чтобы измерить интервалом такта
любовь.
И жить во славу и на милость
вам, замершим дыханием в партере
и тем, кто в этот вечер tet-a-tet,
с бессмертием, потерянным в Эдеме,
столкнулся в мире, названном
Балет.
    Эти стихи, прозвучавшие в начале церемонии открытия выставки (по информации сайта Поэзия.ру, автор из г. Нэшвилл, подписывается «Сергеева»), как нельзя лучше обозначили ее смысл и цель. Хочется напомнить о великом русском балете! Привлечь к нему внимание молодого поколения, которому сегодня так необходимо прекрасное, так нужна настоящая, полезная духовная пища. Надеемся, что выставка сделает этот вид искусства популярнее, а кому-то, возможно, поможет выбрать жизненную стезю.
    В заключение хочется процитировать Алексея Толстого, который написал после премьеры одного из балетов: «Театральный зал гремел, кричал, неистовствовал – так возвышенно прекрасно, так совершенно было русское искусство… национальный праздник торжества красоты. Мы все, весь зал чувствовали: да, мы умеем… танцевать, наша воля создает великие армии и совершенную красоту…»

Алла Ермилова         
старший научный сотрудник музея А.С. Грина
   

Фрагменты выставки

       

              

HotLog