Мы стали ближе
        #музеиfeo
      
для слабовидящих    & & &          
Дарья Хохлова и Сергей Клишин
    17 мая в Феодосийском музее Грина открылась выставка живописи и графики Сергея Клишина и Дарьи Хохловой "Далекое и близкое". Московские художники представили более 60 работ, большая часть которых – пейзажи разных уголков России и Крыма. В свете недавнего исторического события – открытия Крымского моста – выставка оказалась весьма символичной.
   Бывает так, что что-то находится от нас, казалось бы, очень далеко – но однажды, может быть негаданно-нежданно, оно вдруг оказывается совсем рядом, становится близким. Россия была отделена от Крыма границей, была другим государством – и вот мы снова вместе. Вчера нас разделяли волны пролива, а сегодня мы уже соединены – мостом, о котором мечтали, как выразился наш президент, со времен царя-батюшки, который казался почти нереальной мечтой, и который был построен в столь рекордные сроки, что, кажется, возник по щучьему велению.
   К слову, не так давно в музее проходила выставка авторских кукол, и те, кто посетил ее, могли видеть там среди экспонатов фигурку Путина в одежде рыбака. А в руках у него была... именно щука!
   На нынешней выставке двух художников из Москвы представлены пейзажи, портреты и натюрморты. Центральная Россия, глубинка, самые отдаленные уголки – Сахалин… Можно полюбоваться и зарубежьем – заснеженной Финляндией, например. Вместе с тем есть и привычные нам крымские виды: море, старый город. Одни картины – это панорама, предметы и фигурки людей вдали. Другие – крупный план, натюрморт, а также портрет – человек, который ближе, чем на расстоянии руки, глаза, которые смотрят в ваши глаза.
   Эта выставка – символ. Она неслучайна, как все в мире. Она – символ философского закона единства противоположностей, и постоянного перехода их друг в друга. То, что кажется, находится в нескольких шагах, порой приходится преодолевать годами и веками. А огромные, космические расстояния между планетами, да и людьми могут быть преодолены мгновенно, к нашему собственному удивлению.
   Детство и юность Сергея Клишина прошли в Крыму, в Феодосии и Симферополе. Заниматься живописью и графикой начал в Феодосийской художественной школе, продолжил – в студии при Галерее имени И. К. Айвазовского. В 1976 году окончил Симферопольское художественное училище им. Н. С. Самокиша (по классу А. Н. Шипова и В. Г. Хоробатиной), в 1985 – художественно-графический факультет Московского Государственного заочного педагогического института. Работал в Останкинском дворце-музее творчества крепостных министерства РСФСР, в реставрационном центре им. Академика И. Э. Грабаря. С 1976 года по настоящее время ведет преподавательскую деятельность в высших и средних учебных заведениях г. Москвы. Является Отличником народного просвещения, Ветераном труда, членом Международной федерации художников ЮНЕСКО и Федерации Акваживописи. Участник огромного количества выставок – региональных, областных, всесоюзных, международных и персональных.
   В творчестве Клишина особое место занимают виды – как масштабные, так и камерные, улиц и улочек, древних крепостей и храмов, двориков и уголков, бухт и заливов старой Феодосии – которая, к сожалению, понемногу теряет свою самобытность из-за новых застроек. Тем ценнее работы, запечатлевшие историю. Художник нашел свою особую палитру для передачи неброских лирических красот средней полосы, старинных Российских городов, Московских дворцово-парковых комплексов, величавого Санкт-Петербурга и, конечно, своего родного Крыма.
   Любит путешествовать, и эти путешествия – ближние и дальние – становятся источником вдохновения. Художник признается, что старается как можно глубже "проникнуть" в натуру, понять ее, а не просто копировать. И выбрать самое значимое. "Натура подсказывает, но не диктует", – акцентирует Сергей Александрович.
   На выставке представлены также фотографии образцов реставрационных работ художника, которыми он профессионально занимается более 30 лет. В основном это реставрация древнерусской темперной и масляной живописи для храмов и музеев.
   Второй автор, Дарья Хохлова, родилась в Москве. В 2001 году закончила Московское художественное училище прикладного искусства (специализация художественное ткачество), с присвоением квалификации «художник-мастер». Дипломная работа молодой художницы была отмечена как высокохудожественная и инновационная, и была номинирована на представление от Московской палаты ремесел на выставке «Москва – наука, индустрия, искусство», проходившей в Берлине. В 2008 году закончила Российскую академию живописи ваяния и зодчества, с присвоением квалификации «художник-реставратор» по специальности «живопись». Выполненные ею реставрационные работы получили очень высокую оценку и вошли в реставрационный каталог музея Андрея Рублева.
   С 2009 года по настоящее время Хохлова работает в Межобластном научно-реставрационном художественном управлении художником-реставратором. Принимала активное участие в реставрации таких художественных объектов как Большой Театр, здание Посольства Великобритании в Москве, усадьба Кусково, Марфо-Мариинская обитель, храм священномученика Климента папы Римского в Москве, Софийско-Успенский собор Тобольского кремля, Пафнутьево-Боровский монастырь, Успенский кафедральный собор в Дмитрове. Повседневная работа художницы связана в первую очередь с реставрацией монументальной и темперной живописи, но ее творческая натура проявляется во многих направлениях: батик, мозаика, витраж, техника папье-маше и, конечно, живопись. Дарья Сергеевна – участница многочисленных выставок разного уровня, с 2015 года является членом Международного художественного фонда. В работах художницы большую роль играет отображение природы, которая, как она говорит, всегда у нее – главный герой произведения. Это виды природы родного края и пейзажи, сделанные в поездках (которые часты в деятельности реставратора).
   В своем творчестве Дарья использует самые различные приемы самовыражения. Помимо разнообразия техник, она практикует довольно нетрадиционные их сочетания, например – масляную живопись с элементами коллажа, или пастель в сочетании с акварелью.
   На выставке можно познакомиться с образцами и реставрационных работ художницы: представлены фотографии разных этапов восстановления икон и настенной живописи для храмов и музеев.
   Осталось добавить, что авторы приходятся друг другу отцом и дочерью, – это значит, что имеет место передача опыта и взаимное обогащение. "Много лет я мечтал о выставке именно здесь – в музее Грина", – признался Сергей Клишин, которому в этом году исполнилось 70 лет. Его мечта исполнилась. Крым вернулся в Россию, художник – в родной Крым.
   На открытии выставки виновников торжества тепло поздравили друзья, многие из которых также художники. Поздравить своего бывшего ученика пришла и школьная учительница (!) Клишина, который со слезами на глазах подарил ей букет роз. Атмосферу праздника дополнили музыкальные пьесы Листа и Ревуцкого в виртуозном исполнении юной пианистки Татьяны Малиновской, а лирические песни о России и Крыме, которые блистательно исполнила Мария Кобелецкая, подчеркнули тему знакового культурного события.

Алла Ермилова            
cтарший научный сотрудник Феодосийского музея А.С.Грина