Балет «Алые паруса». Год 1942
        #музеиfeo
      
для слабовидящих    & & &          
    Накануне Дня Великой Победы в Феодосийском музее Грина прошла творческая встреча, посвященная балету по знаменитой повести-феерии, который, как это ни удивительно, впервые был поставлен в военное время. Тема эта была выбрана еще и потому, что 2018 год объявлен в нашей стране Годом балета.
   В последние годы в России утвердилась практика каждый год посвящать какому-то значимому событию или явлению в жизни страны. Особенно восторженно граждане Российской Федерации воспринимают годы, приуроченные к событиям из сферы искусства – поэтому с таким размахом празднуются юбилеи великих художников, писателей, поэтов, композиторов. Этот год не стал исключением из этого правила и проходит под покровительством музы Терпсихоры.
   Кроме того, 11 марта Россия отмечала 200-летний юбилей со дня рождения одного из главных популяризаторов и вдохновителей русской балетной школы – Мариуса Петипа, который внес неоценимую лепту в дело прославления российской балетной хореографии во всем мире. Почти два века русский балет является визитной карточкой нашей страны, ее славой. Правительство заявляло о множестве мероприятий, которые будут проводиться в этом году, чтобы вновь приковать внимание к русской балетной школе – как в стране, так и за ее пределами. Проводился специальный опрос, и оказалось, что юные поколения очень мало знакомы с этим видом искусства – важнейшей частью национальной культуры.
   Было решено провести мероприятия по популяризации балета во всей стране, включая общеобразовательные учреждения. Поэтому нынешний год наполнен лучшими хореографическими постановками, премьерами, фестивалями, конкурсами и гастрольными мероприятиями. Мы решили, что наш город тоже не должен оставаться в стороне: в ноябре в музее планируется целая выставка, посвященная искусству балетного танца; а в дни празднования очередной годовщины со Дня Победы решили рассказать всем желающим о том, как во время войны коллектив Большого театра, находившийся в эвакуации, впервые поставил балет по светлой феерии Александра Грина – которая была просто создана для этого.
    Нужно сказать, что и другие гриновские произведения – такие необыкновенно поэтичные, фееричные – могли бы стать прекрасной темой для балета. «Бегущая по волнам», «Блистающий мир», «Джесси и Моргиана», «Фанданго»… Существует несколько хореографических фестивалей с названием «Бегущая по волнам». А «балетность» «Блистающего мира» заметили кинематографисты: в фильме Булата Мансурова 1984 года по этому роману главных героев – летающих людей – играют артисты балета Илзе Лиепа и Тийт Хярм.
Видеозапись балета Юровского постановки 1984 года
    Но вернемся к «Алым парусам». Произведение было написано Грином в суровое время – в годы революции и гражданской войны. И так уж сложилось, что и балет тоже впервые был поставлен в самый разгар Великой Отечественной. Это произошло в городе Куйбышеве (бывшая и настоящая Самара), куда была эвакуирована основная часть труппы Большого театра.
   Театр находился там с октября 1941 по июль 1943 г., и за это время дал семь оперных премьер и четыре премьеры балетов. Музыку «Алых парусов» написал композитор Владимир Юровский, либретто – Александр Таланов, а постановку осуществили молодые балетмейстеры Александр Радунский, Николай Папко и Лев Поспехин. Партии Ассоль и Грэя исполнили Ирина Тихомирнова, которой очень хорошо удавались образы нежных, мечтательных героинь, и Владимир Преображенский – красивый, высокий, актерски выразительный танцовщик, прекрасно подходивший к роли благородного мужественного капитана Грэя. Боцмана Летику станцевал прославленный солист Большого театра Асаф Мессерер. Позже, когда театр вернулся в Москву, Ассоль танцевала и блистательная Ольга Лепешинская.
    Гости музея смогли познакомиться с удивительными документами: фотографии, афиши, программки постановок балета военных и первых послевоенных лет, кораблик, с которым танцевала Лепешинская, газетные вырезки со статьями о балете «Алые паруса», а также воспоминания – автограф Асафа Мессерера, написанные им в 1984 году специально для музея. «Комитет по делам искусств предложил мне художественное руководство коллективом балета Большого театра, – рассказал Асаф Михайлович. – В трудных условиях необходимо было начать работу по возобновлению репертуара…
   В то тяжкое время люди испытывали особую потребность в балете светлого романтического плана. Создатели балета вдохновенно воплощали в зримые образы чудесную повесть А. Грина – поэму о людях, осуществивших мечту».
    Премьера состоялась 30 декабря 1942 года. Балет получился удивительно нежным и красивым. В газете «Правда» появилась рецензия Дмитрия Шостаковича, высоко оценившего спектакль. А «Известия» разместили статью В. Владимирова «Алые паруса – премьера Государственного ордена Ленина Академического Большого театра Союза ССР». «Идея жизнеутверждения и человечности звучит в спектакле с большой силой, – свидетельствует автор. – Музыка Юровского – не повод для танца, а его источник – живительный и плодотворный.
   Тему «Алых парусов он рассказал в широких симфонических повествованиях, ярких лейтмотивах и музыкальных характеристиках».
    В Куйбышеве балет прошел 15 раз с огромным успехом. К сожалению, критикам того времени пришлась не по душе светлая мечтательность Грина. Они утверждали, что создатели балета не смогли «провести сквозь спектакль сквозную тему, которая соответствовала бы взглядам на мир советского человека». Однако публика оценила балет по-другому. В период тягот войны мечта о счастье, о светлой мирной жизни воспринималась очень актуально. «Алые паруса» всегда собирали полный зал.
    В 1944 году в Москве была поставлена литературно-музыкальная композиция «Алые паруса», на основе музыкальной темы того же балета Юровского. Он же выступил исполнителем партии фортепиано. Вступительное слово к представлению делал писатель Константин Паустовский, большой почитатель и активный популяризатор творчества Грина.
    Сотрудники музея Грина Лариса Ковтун и Алла Ненада рассказали о своих встречах с артистами балета – Тихомирновой, Лепешинской, Мессерером и другими исполнителями, которые и передали в музей упомянутые выше реликвии.
    В заключение вечера гости музея увидели отрывки из видеозаписи балета Юровского постановки 1984 года. Полностью ее можно увидеть на сайте музея.

Алла Ермилова            
cтарший научный сотрудник Феодосийского музея А.С.Грина