«Другу моему, Вере»
       #музеиfeo
     
для слабовидящих    & & &          
экспозиция мини-выставки
   В Феодосийском музее А.С. Грина открылась новая мини-выставка «Шапка-невидимка» из цикла «Жизнь – черновик выдумки». Она приурочена к 110-летию выхода в свет первой книги писателя.
   На выставке (среди представленных документов из музейной коллекции) – книга Александра Грина (1908) и воспоминания Веры Павловны Калицкой, первой жены писателя, об истории ее создания.
   Сегодня мы предлагаем вниманию читателей отрывок из главы «Первый рассказ. Первая книга. "Остров Рено"». Печатается по машинописи В.П. Калицкой 1930-х годов.

   Вера Калицкая
Первый рассказ. Первая книга. «Остров Рено»
   Первый рассказ был написан Александром Степановичем осенью 1906 года и напечатан в утреннем выпуске «Биржевых ведомостей», в декабре того же года. Он назывался «В Италию»…
   Свои последующие рассказы и стихи Александр Степанович стал печатать в «Новом журнале для всех», редактором которого был Виктор Сергеевич Миролюбов. Он был первым редактором, признавшим талант Александра Степановича и потому, как выражались в то время, явился его литературным «крестным отцом». Самого В.С. Миролюбова называли тогда «королем редакторов». Он печатал стихи и прозу Александра Степановича до того времени, когда Александра Степановича арестовали вновь.
   За год литературной работы у Грина набрался целый сборник рассказов. В конце 1907 года он нашел издателя на эти рассказы – Котельникова, владельца книжной лавки «Наша жизнь». В начале 1908 года (но, может быть, и в конце 1907 года, точно не помню: то, что на книжке стоит год 1908, еще не доказывает, что она вышла в 1908 году, так как в то время случалось, что издатель, выпуская книжку в конце года, ставил на ней цифру не того года, который кончался, а того, который должен был начаться. Это делалось затем, чтобы книга не казалась раньше времени устарелой.) вышла книжка Александра Степановича под названием «Шапка-невидимка». Это наивное название придумано мною.
   Александр Степанович был несколько деспотичен относительно выбора тем для разговоров. Если тема ему не нравилась, он просто обрывал говорившего. Наиболее обычными темами наших с ним разговоров являлись или воспоминания, или обсуждения прочитанных книг, или рассказы о всевозможных «особенных» случаях. Можно было и фантазировать.
Всякую мою выдумку Александр Степанович всегда приветствовал, писание рассказов для детей поощрял и, хотя я написала всего одну только сказку, называл меня в нежные минуты «Сказочницей». Такой выдумкой было и название первой книжки Александра Степановича.
   В нее вошло десять рассказов; можно было бы назвать сборник заглавием одного из рассказов, но Александр Степанович не захотел этого. Тогда я сказала:
– Ты – таинственная личность. Как автор – ты А.С. Грин, по паспорту Алексей Мальгинов, а на самом деле Александр Гриневский. Даже я не рискую называть тебя Сашей, а зову конспиративно – Грусей; и сама я должна скрываться; вот посвящение твое: «Другу моему, Вере», а не жене. Оба мы как будто под шапкой- невидимкой. Назовем так сборник.
Александр Степанович согласился без малейшего возражения.
Издатель Котельников скупился, не хотел тратиться на художника, сказал Александру Степановичу:
– Нарисуй обложку сам.
   У Александра Степановича была в то время дома какая-то толстая книга в черном переплете с золотым тиснением. Он переснял вытесненный рисунок и отнес издателю – печатать на обложке. Напечатали темно-зеленой краской на бумаге светло-зеленого, грязноватого цвета.
Вскоре после того, как книжка вышла, Александр Степанович, вернувшись как-то домой, сказал с досадой:
– Говорят, что обложка «Шапки-невидимки» похожа на обертку для мыла.
И, действительно, рисунок, вытесненный на переплете тонкими золотыми линиями, в передаче Александра Степановича расплылся и погрубел, а тон обложки был неприятен.
И все-таки выход первой книги нас очень радовал.

Материал подготовила Наталья Яловая
научный сотрудник Феодосийского музея А.С. Грина