|
|||||||||
|
Н. Н. Грин -
Из записок об А. С. Грине "Король мух" В 1924 году, ещё до отъезда из Петрограда, Александром Степановичем был задуман и начат роман "Король мух". Порядочно было написано заметок. Как крысы в "Крысолове", так и в начатом, но ненаписанном романе "Король мух", мрачную и сильную роль играли мухи, плодясь, распространяясь, заражая и уничтожая всё человеческое, человечное, прекрасное...". Если память меня не обманывает, то в 1925 году(39), получив от "Огонька" предложение дать первую главу для романа двадцати пяти писателей, Грин дал именно начало "Короля мух"(40). *** Рассказ "Возвращение" написан Грином осенью 1924 года в Феодосии, а в 1932 году летом, лёжа у шароко открытого окна, смотря на холмы, окружавшие Старый Крым, он умирал почти так же, как Ольсен. Он приехал в 1924 году в край, где "солнце цветёт и гудит", и там он умер... Не было ли это действительно "возвращением" Александра Степановича? Молодым, в бедах и горестях, он был на юге, красота которого, коснувшись его души, не пробудила в нём жажды к югу, к жизни там, к ощущению праздника природы, и он жил в Питере, в бедной прелести его климата. Переезд в Крым вернул его к чувству утраченного и вновь обретённого высокого и светлого в жизни, ибо он всегда, даже в болезни, благодарил судьбу, толкнувшую нас на юг. Дорога никуда Роман «Дорога никуда» — первоначально назывался «На теневой стороне». В 1928 году на выставке английской гравюры в Музее изящных искусств в Москве Александр Степанович увидел маленькую гравюру Гринвуда «Дорога никуда». На этой выставке я была с ним и подробности помню очень отчетливо: выставка происходила в одной из небольших, неправильной формы комнат музея, окна от входа справа, у окна на стеллаже под стеклом рисунок или гравюра Дюрера — букет фиалок. Слева на стене, на высоте человеческого роста, небольшая гравюра в незаметной темной рамке, изображающая отрезок дороги, поднимающейся на невысокий пустынный холм и исчезающей за ним. Суровая гравюра. На ней надпись по-английски и перевод по-русски — «Дорога никуда» и имя автора — Гринвуд. Александр Степанович сказал: «Как хорошо названа гравюра... «На теневой стороне»! переменю на «Дорогу никуда». Это заглавие отчетливее отвечает сущности сюжета, темы. И, заметь, художник Гринвуд. И моему имени это созвучно. Очень, очень хорошо!» -- Книги Когда мы жили в Петрограде, книг не покупали. В городе было много библиотек; Александр Степанович имел добрые связи с Публичной библиотекой, где широко пользовался книгами, иногда даже получал их надом. После переезда в Феодосию первой крупной книжной покупкой Александра Степановича был Большой энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. «Без энциклопедии, — говорил он, — в таком захолустном городке, как Феодосия, жить очень трудно». В Феодосии были две не очень богатые библиотеки городская и у водников. А как только у нас появлялись хотя бы небольшие свободные деньги, Александр Степанович покупал книги. Когда приезжали в Москву, любили бывать на книжном развале у Красных ворот. Из русских писателей Александр Степанович многих любил и ценил. Очень ценил Льва Толстого, восхищаясь его мастерством, силой таланта, великим, «даже как бы циничным» знанием жизни. Любил искренне и сердечно Чехова. "Настоящий художник и настоящий человек, - говорил Александр Степанович, - какая умная, добрая душа, мало кто так любит людей, как он". Любил Лескова - "страстный, своеобразный человек, трудный и талантливый. Учиться и учиться у него надо". Горький, Бунин, Достоевский, Аксаков, Щедрин, не весь Тургенев, Гоголь - привлекали Александра Степановича и ценились им. Разве перечислишь тех, кого он читал, о ком говорил. Среди молодых русских прозаиков серьёзно привлекали его внимание Малышкин, Булгаков, А. Толстой, Фадеев, Катаев, Ильф, Федин. С удовольствием читал Александр Степанович китайские сказки, "Русские сказки" Афанасьева, книги о путешествиях, например, "Путешествие в Южную Америку" Ионина, и другие. Любил иностранную литературу: Эдгара По, Сервантеса, Диккенса, Бальзака, Мопассана, Дж. Лондона, Сеттона-Томпсона, Киплинга - особенно "Свет погас", Мериме, Стендаля, Цвейга, Синклера Льюиса - особенно "Главную улицу" и "Мартина Эрроусмита", Голсуорси, Гофмана, из молодых - Шадурна "Где рождаются циклоны", Арлена "Зелёная шляпа", Дорджелеса "Ехать..." и многое , многое другое, что уже угасло в моей памяти. назад :: вперёд :: содержание |
||||||||
|
|||||||||